ТУМАНУ ВСЁ БОЛЬШЕ

ТУМАНУ ВСЁ БОЛЬШЕ

Украинские архиереи своими объяснениями решений Собора в Феофании ещё больше запутывают ситуацию

Редакция РНЛ

Автокефалия на Украине Новости УПЦ МП

10.06.2022 66

Время на чтение 4 минуты

Фото: пресс-служба Запорожской епархии

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука на своём канале в сети телеграмм коснулся вопроса о решениях Ктевского собора 27 мая. Владыка отметил, что СМИ отвлекают внимание верующих от глобальной борьбы с Православием, сообщает «Союз православных журналистов».

По мнению митрополита Луки, на мировом уровне сформировалось псевдоправославное лобби, перед которым стоит задача разрушить единство Православных Церквей.

«Сейчас в прессе активно обсуждаются вопросы касательно того, нужно ли поминать Патриарха или нет, должна ли у нас быть автокефальная Церковь или не должна. СМИ отвлекают внимание верующих православных людей от более важной и поистине глобальной проблемы. А звучит она так – в новом мировом порядке нет места Православию. Мир хочет тотально уничтожить Церковь Христову», – написал архиерей.

 

По его словам, гонения, которые переживала Церковь в эпоху СССР, не сравнятся с угрозой, которая нависла над Православием в нынешнее время.

«Теперь за это дело взялись суперпрофессионалы, которые, в отличие от предыдущих гонителей, выстроили четкую, последовательную и продуманную до мелочей логистику этого процесса. Для этого они выдают «томосы» мертворожденным религиозным структурам с одной стороны, с другой прививают мировому сообществу нормы жизни, не совместимые с христианской этикой и моралью. Канонический беспредел вместе с духовной деградацией призваны превратить христианскую веру в компост, лишив верующих не только благодати Божией, но и всякой надежды на спасение. Этот компост и провозгласит своим духовным лидером антихриста»,  – отметил митрополит Лука. По мнению иерарха, в Украине стоит задача сделать такой компост из слияния в одно целое разных структур, которые так или иначе связывают себя с христианством.

С мыслями высокопреосвященнейшего Луки невозможно не согласиться. Однако он делает странный вывод, что нас пытаются разделить по второстепенным вопросам, которые не имеют отношения к догматам веры. И этими второстепенными вопросами, судя по его тексту, являются такие вопросы: будут ли архиереи и священники Украинской Православной Церкви поминать Патриарха Кирилла? будет ли УПЦ в составе Московского Патриархата?

Конечно, эти вопросы не имеют отношения к догматам веры, тут спору нет. Однако эти вопросы имеют отношение к тому – в расколе будет находиться Украинская Православная Церковь или не в расколе? А от этого тоже зависит будущее, когда, по слову митрополита Луки, будем ли мы общим строем встречать антихриста или не будем?

Еще один двусмысленный комментарий дал митрополит Нежинский и Прилукский Климент в интервью изданию «Klymenko Time». Его в пересказе приводит «Союз православных журналистов», и в нём владыка Климент также касается оценки собора в Феофании.

Митрополит Климент обращает внимание, что УПЦ была самостоятельной и независимой с 1990 года, но, мол, эти положения якобы противоречили тому пункту Устава, что самостоятельность и независимость никак не вытекала из того, что УПЦ в своей деятельности руководствовалась решениями Синодов и Соборов Русской Православной Церкви. И вот теперь, после 27 мая, надо понимать наступила ясность с самостоятельностью и независимостью УПЦ от Московского Патриархата.

Невозможно не заметить, что владыка Климент напускает туману в простом вопросе. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата до решения Собора в Феофании была автономной Церковью с широкими полномочиями в составе Русской Православной Церкви. А вот после решения Собора 27 мая, нужно понимать, что Украинская Православная Церковь меняет статус с автономии на автокефалию. А ведь тут принципиальная разница. И это ничто иное, как самочинное провозглашение автокефалии.

Далее владыка Климент говорит, что Церковь не ориентируется на то, как ее воспринимает внешний мир. А это смотря, что понимать под внешним миром. Если под внешним миром понимать светский атеистический мир, то, действительно, Церковь совершенно безразличная к тому, как ёё будут воспринимать атеисты или иноверцы. Но совершенно небезразлично для Церкви, как её воспринимают единоверцы из других Поместных Церквей.

А это восприятие единоверцами зависит от того провозгласила ли Украинская Православная Церковь себя автокефальной? Ведь очевидно, что провозглашения себя чем-то недостаточно, нужно, чтобы другие признали за тобой статус. А это зависит от того признает ли вселенское Православие автокефалию Украинской Православной Церкви?

Это совершенно небезразличный для Церкви вопрос. Если УПЦ провозгласит свою автокефалию, но ни одна Поместная Православная Церковь не признает её, то это будет как бы и не автокефалия.

Мы имеем сегодня два наглядных примера. Автокефалию так называемой ПЦУ признали четыре греческие Православные Церкви, но даже этого недостаточно для общерковного признания. С другой стороны автокефалию Православной Церкви Америки (ПЦА) признала Русская Церковь, но не признают греки, в итоге ПЦА не может участвовать в межцерковном диалоге.

Будет ли признана автокефалия УПЦ – вопрос сложный, проблемный. Может быть, и напускают туману архиереи Украинской Православной Церкви, объясняя решения Собора в Феофании, чтобы никакой ясности и не появилось?

Редакция «Русской народной линии»