«КАНОНИЧЕСКИЙ РУБИКОН ЕЩЁ НЕ ПЕРЕЙДЁН»

«КАНОНИЧЕСКИЙ РУБИКОН ЕЩЁ НЕ ПЕРЕЙДЁН»

Для понимания ситуации в УПЦ надлежит учитывать положение иерархов, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами

Протодиакон Владимир Василик


Освободительный поход Русской армии на Украину Автокефалия на Украине Последние новости Москвы Последние новости Украины Новости Киева Новости РПЦ Националисты Украины Зеленский: от комика до президента Украины

28.05.2022 1113

Фото: Из личного архива автора

Как сообщалось, вчера Украинская Православная Церковь Московского Патриархата приняла решение о своей полной самостоятельности и независимости. Об этом говорится в постановлении Собора, прошедшего в Киеве.

Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

 

Что касается автокефалии УПЦ. Я могу прокомментировать ситуацию следующим образом. С одной стороны, по сути дела, ничего нового не произошло. Действительно, в свое время, с 1992 г., УПЦ, формально автономная, на самом деле обладала такими правами, которые и не снились нынешней так называемой Православной церкви Украины во главе с раскольничьим митрополитом Епифанием Думенко.

Украинская Церковь и так полностью самостоятельная. Она имеет свои самостоятельные органы управления, в Москву ни по каким вопросам внутреннего управления она не обращается, никаких средств в общецерковный фонд вот уже 30 лет она не высылает. Собственно говоря, это собрание как раз подтвердило, по сути дела, решение Харьковского собора 1992 года.

В этом плане ничего нового нет. Единственно, что новое, — это осуждение Святейшего Патриарха Кирилла за якобы принимаемое им участие в миротворческой операции, которое на самом деле является просто блефом. Никакого участия Святейший Патриарх Кирилл не принимает. Он понимает справедливость этой операции и в то же время выражает сочувствие обеим сторонам конфликта, являясь духовным отцом и для тех, и для других.

Конечно, подобное осуждение выглядит, мягко говоря, странным, если не сказать хамоватым. Но при этом надлежит понимать положение тех иерархов и клириков, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами. Ведь если посмотреть на целый ряд украинских министров, то мы с изумлением увидим, что это люди, прежде обладавшие западным или иным гражданством, не являющиеся природными украинцами. Это, по сути дела, назначенцы «вашингтонского обкома», и никакой независимости в области государственной Украина не обладает.

Очень тяжко, конечно, смотреть на то, что эта зависимость ныне простирается и на область церковную. И украинским иерархам приходится говорить не совсем то, что они хотели бы сказать. Поскольку если бы они хотели осуждать войну, то надлежало бы осудить обе стороны, в том числе и киевскую, которая устроила этот военный конфликт в 2014 году, пролила реки крови, совершает военные преступления, нарушает законы и обычаи войны. Но понятно, что никаких слов осуждения в нынешней ситуации от украинских иерархов не дождешься. И понятно, что это может стоить им головы.

Не будем осуждать этих людей, оказавшихся в очень сложной жизненной ситуации. Как говорится, не дай Бог никому оказаться в такой ситуации.

Здесь, однако, чувствуется очень хитрый момент. Наши уважаемые малороссийские собратья находятся в положении того повара, которому разгневанная барыня велит съесть таракана, случайно выловленного ею в супе. Он таракана ест и не ест. Они вроде и осуждают Святейшего Патриарха Кирилла, а с другой стороны и не осуждают, потому что никаких формальных ходов, связанных с церковным судом и с евхаристическим общением, не предпринимается, что, кстати, требовали в свое время горячие головы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Никаких просьб и предложений о формальной полной автокефалии не поступало. И то, что они совершили, они просто засвидетельствовали реальный канонический статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Как говорится, где один хохол прошел, там двум евреям делать нечего. Поэтому в данной ситуации самое разумное с нашей стороны было бы просто не обращать внимания на эту сходку, считать ее яко не бывшей и покрыть любовью немощь и тяжелейшее состояние наших дорогих украинских, малороссийских собратьев, усилить о них молитву. И надо надеяться, что Господь все расставит по своим местам.

По сути дела, они не сказали ничего нового. Безусловно, Зеленскому сейчас жизненно важные какие угодно победы. Раз военных и дипломатических побед достигнуть он не может, то надо победить несчастных беззащитных батюшек, у которых, понятное дело, нет ни своих спецслужб, ни своих вооруженных сил, ни своих «Точек-У», ни своих танков, ни своих самолетов, и которых очень легко достать, потому что они связаны со своими приходами и своей паствой. И в данном случае это всего лишь отмазка перед Зеленским.

Посмотрим, как будут развиваться дальше события. Если Зеленский будет давить дальше, боюсь, что дело может закончиться внутренним взрывом. Надеюсь, что у него хватит ума дальше не давить, и ситуация останется замороженной. Что же касается нас, то к этим необоснованным обвинениям и нападкам надлежит отнестись спокойно и миролюбиво, с пониманием явной несвободы Украинской Православной Церкви, явной вынужденности этих заявлений и пониманием того, что все же пока, слава Богу, канонический Рубикон еще не перейден.