СРЕДСТВО САМОКОЛОНИЗАЦИИ

СРЕДСТВО САМОКОЛОНИЗАЦИИ

О «пятой колонне» в России

Наталья Варламова

Русофобия

04.04.2022г.


SHAPE * MERGEFORMAT

Фото: из личного архива автора

25 марта в Москве состоялся Форум «Внутренняя русофобия как главная угроза российской государственности».

В пресс-релизе собрания было отмечено, что военная спецоперация, начатая Россией 24 февраля 2022 года, имеет колоссальное значение для судеб не только Украины и России, происходящее касается многих дружественных и недружественных нам стран и всего коллективного Запада.

Однако сложилась опасная ситуация: в тылу нашей страны пятой колонной ведётся вторая спецоперация: война против русского государствообразующего народа как культурно-исторической общности.

«Ведут эту войну исподтишка те, кому невыносима сама мысль о существовании сильного и суверенного русского народа, те, кто не связывает свою судьбу с Россией». Эта борьба происходит «в тиши кабинетов, в учебных аудиториях, в теле- и радиостудиях, на сайтах и в соцсетях, на подмостках театров, она ведётся за умы и души русских людей, прежде всего, молодёжи». Ненависть ко всему русскому стала не просто залихватской модой в определённых кругах, она превращается в страсть, толкающую на активные действия.

Гражданское общество России должно предотвратить поражение в тылу, это зреющее внутреннее предательство. Как это сделать, какие есть на этом пути риски, на что следует обратить внимание – об этом было сказано в прозвучавших на пленарном заседании докладах, с которыми выступили:

А.В.Кочетков (Президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия») «Вступительное слово»; Аксючиц В.В. (философ, политик) «Русское национальное возрождение. Альтернатива русофобии»; Иванников С.И. (преп. Николо-Угрешской духовной семинарии) «Русофобия в структурах гос.власти»»;  Разумовский Ф.В. (историк, писатель) «Мировоззренческий дефолт российского общества февраля 2022 года»; Смолин М.Б. (доцент МГИК, руководитель Фонда имперского возрождения) «Война, украинство и русофобия»; Холмогоров Е.С. (публицист) «Укрепление русского национального самосознания как инструмент преодоления русофобии»; Неменский О.Б. (эксперт РИСИ) «Логика российской русофобии»; протоиерей Сергий Рыбаков (настоятель Покрово-Татьянинского храма г.Рязани, доцент РязГУ) «Религиозно-философские основания защиты российской государственности»; Щипков А.В. (профессор МГУ, действ. статский советник РФ 3 класса) «Контр-дискурс России в условиях трансграничного конфликта»; Решетников Л.П. (генерал-лейтенант службы внешней разведки РФ, кандидат исторических наук) «Русофобия – орудие разрушения русской цивилизации»; Буренков А.В.(директор Института русско-славянских исследований) «Юридические основы русофобии».

Приведём фрагменты из некоторых докладов:

1. Кочетков А.В.: «…было бы непростительным легкомыслием останавливаться исключительно на внешних аспектах русофобии, не разобрав детально такое сложное и многослойное явление, как «внутренняя русофобия. …Важно осознавать, что это явление включает в себя различные аспекты: бюрократические, экономические, культурные и информационные. Внутренняя русофобия является главным препятствием на пути развития и нашего общества, и нашего государства.

…Говоря о многослойности этого явления, я бы разделил внутреннюю русофобию на два подвида:

А. Русофобия как идеологически мотивированная ненависть к русскому народу, Русской цивилизации и самой идее возможного существования Российского государства на русских национальных началах. Такая русофобия строится на чётком осознании индивидом или группой лиц своей несовместимости с вышеуказанными началами, невозможности сосуществования с русскими на принципах признания взаимных интересов. Россия в этом случае рассматривается как почти неисчерпаемый источник доступных для неконтролируемого разграбления богатств, стратегия же этого подвида русофобов заключается в поддержании русского народа в бессознательном состоянии, а Российского государства в максимально неэффективной форме. При угрозе такому порядку вещей государство должно быть подорвано, при этом похоронив под своими обломками русский народ, а его территория должна быть заселена представителями иных этносов.

Б. Русобоязнь как наследственная болезнь, прежде всего постсоветской бюрократии и тесно связанной с ней частью общества, воспитанной в марксистско-ленинских традициях страха перед «великорусским держимордой», которому только дай волю, как тут же начнётся. Картина того, что начнется, если дать волю русским или хотя бы наделить их статусом государствообразующего народа, также варьируется в зависимости от личностных особенностей конкретного индивида или связанной с ним группы лиц.

Если первый случай внутренней русофобии практически не лечится, так как имеет в своей основе помимо идеологической ещё и чётко выраженную экономическую мотивацию, то второй представляется в отдельных редких случаях вполне излечимым, так как является приобретённым, т.е. полученным вследствие неправильного образования и основывается на незнании природы, как правило, своего собственного народа.

На сегодняшний день русобоязнь – это основная стена, главное препятствие, стоящее между русским обществом и Российским Государством. Именно под воздействием русобоязни российская бюрократия стремится душить любые проявления народной инициативы снизу, абсолютно безосновательно полагая, что любая неконтролируемая ею общественная инициатива непременно перерастет в мятеж и цветную революцию. Под воздействием русобоязни русское общество рисуется государственным чиновникам сборищем безответственных дегенератов, не отдающих себе отчёта в своих действиях, хотя жизнь учит всех нас обратному. …Устранить это препятствие представляется возможным только при помощи тщательно продуманного и детально проработанного механизма взаимодействия русского общества и российской власти. Учитывая, что ни власть, ни Государство никак не проявляют желания двигаться в этом направлении, решать эту задачу предстоит исключительно русскому гражданскому обществу.

Путь к достижению этой цели предполагает безусловное доминирование русской национальной идеологии в общественном сознании. Только добившись идеологической гегемонии можно ставить вопрос о формировании гегемонии культурной. Этот тип гегемонии, в свою очередь, проявляется как господство национальных идей, ценностей и интересов во всех сферах социальной и культурной жизни».

Аксючиц В.В.: «Веками русский культурный слой и под его влиянием многие в правящем слое ориентированы русофобски и антигосударственно: «русский народ дикий», «Россия – деспотия и тирания». Цунами петровской революции достаёт и поныне – через праправнуков «птенцов гнезда Петрова». Этот «Орден русской интеллигенции» — народ в народе или «малый народ» (по И.Шафаревичу) — неформальная, но идейно спаянная русофобская когорта в нашей культуре и в нашей власти. До сего дня она шире, чем так называемые «спящие» — западные агенты влияния, и шире, чем «пятая колонна». Их инстинктивная генетическая русофобия проявляется в мировоззренческой позиции и основных жизненных и профессиональных решениях. При этом может не осознаваться самими носителями, нередко считающими себя «истинными патриотами» «любящими Россию». Именно этим «интеллигентским орденом» фальсифицируются базовые образы и категории русской национальной культуры.

Можно представить, какие силы боролись вокруг принятия новой Конституции, если в основополагающем понятии «государствообразующий народ» убрано слово «русский». («…русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» — ст. 68). Всем понятно, что Конституция подразумевает русский народ, «входящий в многонациональный союз равнонаправленных народов РФ». Но понятие «государствообразующий» означает, что русский народ не «входит в союз», а создал российское государство, конечно же, в союзе со всеми народами России. Очевидно, что осознание исторических реалий никак не умаляет равных прав народов РФ. Русофобская цензура вынуждает идти на абсурдные формулировки даже в Конституции. Если в девяностые нам внушали, что «патриотизм это – прибежище для негодяев», а говорить о русском – «это национализм», то сейчас это «продавливается» молча.

Многоэтнический русский народ составляет со всеми народами нашей страны российскую нацию. Когда мы идентифицируем себя, то должно говорить: «мы русские», а не славяне или «россияне», а тем более «русскоязычные».

Эти исторически реальности бесконечно запутываются и всячески стираются из общественного сознания русофобской ориентацией в интеллектуальном и правящем слое. В результате национально ориентированная русская интеллигенция задвинута в глубокое подполье, она никак не выражена в средствах массовой информации. В СМИ почти не отражается многообразная народная жизнь с ее традициями и представлениями. Главные для нашего народа вопросы в информационном пространстве присутствуют в гомеопатических дозах. Насаждаемая массовая культура и СМИ направлены на разложение традиционных ценностей, на растление молодёжи, на дебилизацию общества.

До сего дня упоминание о русском вопросе блокируется культурным слоем при поддержке многих во власти: так были вытеснены национально мобилизующие категории «русская весна» и «русская патриотическая революция» после возвращения Крыма. Опять же потому, что якобы «это национализм»«это возвеличивание одного народа в многонациональном государстве», а это «плохо и опасно». Хотя очевидно, что историческая реальность опровергает эти фальсификации. Русский народ строил русскую государственность как систему собственного выживания и самозащиты. При этом русские не уничтожили, не поработили и не крестили насильственно ни один народ. В отличие от колониальной политики «просвещённой» Европы в России до 1917 года сохранились все присоединённые народы, получили национальную грамоту и сформировали национальную элиту. Очевидно, что без возрождения государствообразующего народа Россия не сохранится. А значит, не имеют будущего все народы и элиты России. Эффективно противостоять русофобии может только русское национальное возрождение. Ибо от волеизъявления русского большинства страны зависит судьба шестой части суши и всех народов, на ней проживающих. Сегодня сбережение страны от угрозы уничтожения, а значит, сохранение жизни всех в России зависит прежде всего от русского большинства Российской армии, то есть — русской армии.

В ситуации катастрофы остаются последние шансы возвращения национального духа самим себе. Отделяя зёрна от плевел, мы должны узреть главные задачи русского национального возрождения. Восстановление исторической памяти без провалов, без искажений, обогащённое трагическим народным опытом, без кривозеркалья последних десятилетий. Обретение полноты национального самосознания – духовного, соборного, державного, без псевдолиберальных иллюзий, «красных» рецидивов и «коричневых» примесей. Отказ от экстремизма, ибо гипертрофированные идеалы являются самоубийственной утопией. Русское возрождение — это просвещённый патриотизм и национальный консерватизм. Национальное примирение и взаимная терпимость в духе русских традиций всех, кто хочет сохранить российский государственный дом, ибо только его стены гарантируют нам возможность для органичного разномыслия и мирных поисков согласия. Грозной реальностью мы призваны отказаться от всевозможных «-измов», от зигзагов влево и вправо и выйти на живительный «царский путь» – к возрождению русской православной цивилизации.

Русские национальные идеалы позволяли великим русским людям вершить великие дела: «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» (М.В. Ломоносов). «Мы – русские и потому победим» (А.В. Суворов). «Я готов поднять на своём знамени – Россия для русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше» (М.Д. Скобелев).  «Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет» (Ф.М. Достоевский). «Народ, не имеющий национального самосознания, – есть навоз, на котором произрастают другие народы» (П.А. Столыпин). «Русский народ является самым большим разъединённым народом» (В.В. Путин).

Итак, сохранение России и спасение всех в ней, в том числе и властного слоя, — в раскрепощении сил русского национального возрождения во всех сферах — от СМИ и культуры до экономической поддержки регионов с русским населением. Мы призваны добиваться от власти признания этих императивов исторической реальности.

3.Таньшина Н.П. (д-р историч. наук РАНХиГС). «…Наша «интеллектуальная элита», постоянно жалующаяся на то, как она страдает от «кровавого режима», свободно ходит на митинги, как правило, на все протестные и несанкционированные митинги, ведет за собой своих же студентов, бывает задерживаема полицией, о чем тут же гордо заявляет в социальных сетях. Конечно, многие коллеги гуманитарии, преподаватели, не могли не отметиться и на так называемом «антивоенном митинге», равно как и их дети, о чем тоже не замедлили доложить в соцсетях. …Наша так называемая либеральная, а на деле, антинациональная научная общественность зачастую занимается самой настоящей промывкой мозгов, формируя в молодежи чувство нелюбви и даже ненависти и презрения к родной стране, пугая концлагерями, репрессиями, запретом на свободу мысли, причем высказывая все это абсолютно свободно и безбоязненно.

…Некоторые коллеги-историки вспомнили западные мифы о российском экспансионизме и начали их транслировать, размещая злобные английские карикатуры… Некоторые и вовсе дошли до того, что сравнивают политический строй современной Россией с гитлеровской Германией, а президента В.В. Путина — с Калигулой.

…А вот историки, политологи, преподаватели высшей школы и академические ученые, — …озвучили они свою позицию? …Основная масса гуманитариев промолчала и молчит до сих пор. Причем даже те, кто профессионально занимается вопросами, связанными с современной ситуацией. Я уже не говорю о гражданской позиции.

Но у нас ведь есть и целые научные сообщества, и даже институты. К сожалению, и здесь активность явно не зашкаливает. Например, РВИО 25 февраля опубликовало очень осторожное «Заявление почетных членов РВИО и его актива по ситуации на Украине». И только 22 марта, спустя почти месяц, состоялась онлайн-лекция научного директора РВИО М.Ю. Мягкова. На сайте Института военной истории МО РФ и вовсе царит тишь да гладь: никакой информации рядовой гражданин, жаждущий узнать мнение военных историков, не найдет, или эта информация очень хорошо засекречена.

Если научное гуманитарное сообщество в целом занимает молчаливую позицию, то фабрика по производству так называемых «лидеров общественного мнения», заряженных на разрушение связей между поколениями, работает очень активно, завоевывая интернет-пространство и многомиллионную аудиторию, прежде всего, молодежную. И в результате этой подмены понятий антиисторизм возводится в культ, верность корням и преемственность осуждается, а культура отмены, отказа от прошлого, превращается в идола. А ведь нынешняя каста «стыдливых интеллектуалов» прежде призывала каяться в День Победы и стыдиться всенародной акции Бессмертной полк. Ведь основой русофобии является в том числе и манипулятивный призыв отказаться от своего прошлого, десакрализация опыта предыдущих поколений. Не случайно в XIX столетии европейцы в своих произведениях о России писали о том, что Россия — это страна без истории, она — молодое государство, а до Петра Великого и вовсе царили только мрак и хаос. Нынешние доморощенные русофобы повторяют, как мантру, эти старые, как мир, русофобские заклинания. Поэтому эти «лидеры общественного мнения» и внушают молодежи, что президент — это «дед», это махровое прошлое, которое надо просто разрушить. А заодно отказаться от истории.

Молодежь «пасут» наши оппоненты, она уже индоктринирована и зомбирована. Наверное, самое страшное заключается в том, что эти искусственно созданные лидеры общественного мнения, а на деле — внутренние русофобы, продают молодежи образ будущего, связанный с Западом, и откровенно призывают студентов бежать из страны и отречься от своего прошлого. … Не хотелось бы заканчивать на столь пессимистичной ноте, хотя то, что происходит в гуманитарном образовании, оптимизма внушает мало. Но обо всем этом надо говорить. Что я, собственно, пытаюсь делать в рамках передач, посвященных проблеме русофобии на «Русском историческом канале 365 дней», телеканале «Звезда», канале «Красная линия», а также в рамках Российского радиоуниверситета на Радио России, где с ведущим Дмитрием Конаныхиным в 2021 году мы записали большой цикл лекций, посвященный проблемам русофобии в Европе XIX века по мотивам моей книги «Русофилы и русофобы. Приключения французов в николаевской России».

Очень хочется надеяться, что молодежь мы еще не потеряли окончательно. Но для этого надо сформировать привлекательный образ будущего, связанный не с Западом, а с Россией. И у нас есть для этого образовательные центры и площадки, тот же Сириус. Поэтому в нынешних условиях задача российских историков и политологов заключается в том, чтобы идти на эти площадки, собирать молодежь и рассказывать о том, что мы с вами здесь обсуждаем».

Более 50 докладов было прочитано и с интересом выслушано в рамках Форума, в том числе и на секционных заседаниях, где прошли также и дискуссии. Принято решение издать сборник докладов Форума.

В целом, общим для всех, принимавших участие в соборе, было горячее переживание за судьбу России, сбережение её армии, народов и властей, а также понимание того, что наше государство всегда было и будет сильно самоорганизацией русского народа.

Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист