ЕСЛИ ДЛЯ СВЯЩЕННИКА ЕВХАРИСТИЯ ЛИШЬ РИТУАЛ

ЕСЛИ ДЛЯ СВЯЩЕННИКА ЕВХАРИСТИЯ ЛИШЬ РИТУАЛ

11.04.2020
Илья Забежинский

 

Я читаю уже не первый день высказывания священников, которые призывают мирян не ходить в храмы. И они, знаете, делятся на два вида. Первые, мне понятные, говорят примерно так своим прихожанам:

– Дорогие мои и возлюбленные о Христе. Я знаю, как Вы любите богослужение. Я знаю, как вам хочется приобщиться Святых Таин. Но, пожалуйста, потерпите. Всего несколько недель потерпите, ради своего здоровья, ради здоровья ваших близких. Все пройдет, вирус победят и снова будете посещать богослужение и снова будете приступать к Святым Дарам.

Это мне понятно. Но вместе с тем появилось вдруг какое-то новое такое безпричастное богословие. Примерно те же люди, которые 30 лет потрясали перед нами Шмеманом и твердили о том, что Причастие, Чаша – есть центр христианской жизни, находясь в священном сане, теперь выдают вот такие тексты:

«Жуткая реальность христианского сознания нашего духовенства и мирян – тотальная его прикованность к храму, культу, ритуалу, неспособность полноценно проявить собственную христианскую идентичность за пределами мест богослужений».

Это пишет священник. И там еще такие замечательные в каментах появляются термины «храмобесие» – о, как! Или «храмославие», или «храмовые поклонники», или «храмовое христианство». И через слово Евхаристия, совершающаяся в храмах, именуется «ритуал», «ритуал», «ритуал».

Заменить «храмовую Евхаристию», ритуальную, еще ее называют внешней, предлагается внутренней – добрыми делами, заботой о ближнем.

В принципе, кто бы спорил, что о ближнем надо заботиться, что без деятельной любви к другому человеку нет христианина. Кто-то это отрицает? Но откуда у православных продвинутых попов и не только вдруг такое презрительное отношение к таинству Евхаристии? И к тем, кто за него держится и борется?

Еще раз. Мне понятны движения душ тех священников, которые говорят «потерпите, родные мои». Но когда священник говорит о храмовой Евхаристии «Да чего это вы на ней зациклились?», то мне хочется спросить у них:

– Зачем тогда вы? Вы-то на кой нам тогда сдались, если можно, оказывается вот без всех этих, как вы называете, «ритуалов»?

Все тогда лишь ритуал. И ваши хиротонии – ритуал. И ваши эксклюзивные права крестить, венчать, отпевать, исповедовать, все ваши платьица разноцветные, в которых вы эти ритуалы совершаете – это все тоже ритуал. А вы – никто. Если Евхаристия в храмах не важна, если это лишь ритуал – то вы ничто и никто. И перестаньте нас тогда и учить. Кто вы такие тогда, чтобы нас учить? Что для нас Евхаристия, а что нет. Как нам жить, как нам верить, как к вам и вашим словам относиться.

Мне лично неинтересно мнение священника, который называет Евхаристию ритуалом, по мне так он и не священник. И неинтересно слушать того, кто говорит, какая вам разница, причаститесь вы сегодня или через месяц, или раз в год – это пустой, неважный вопрос. Это человек не из Церкви. Из Церкви – бабушка, которой 85 лет и она небрежет о своем физическом здоровье и рвется в храм. Из Церкви священник, который ее удерживает, боясь за ее жизнь и уговаривает и не просто уговаривает, но утешает ее. Но человек, который обвиняет бабушку в том, что она «прикована к ритуалу и к культу», что у нее «недостаток христианской идентичности» из-за того, что она любит богослужение и тянется к Чаше, и при этом он говорит нам – я священник. Б-р-р-р…

«Утешайте, утешайте народ мой», – говорит Господь.

Ну так, братья мои священники, утешайте…

Источник

Сайта «Благодатный Огонь»: