ВО ВСЕХ РАЗУМНЫХ И ДОСТОЙНЫХ ФОРМАХ

ВО ВСЕХ РАЗУМНЫХ И ДОСТОЙНЫХ ФОРМАХ

Или как следует отметить 75-летие Великой Победы в условиях пандемии коронавируса

Протодиакон Владимир Василик

Русские герои 75-летие Великой Победы Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?

08.05.2020 413

Настоящий человек всегда и везде свободен – не только во время так называемой самоизоляции, но и в настоящей изоляции, а также в немецко-фашистской или американской тюрьме. Настоящий человек всегда свободен. Нынешние ограничения являются, конечно, серьёзными, но в известном смысле иллюзорными.

Где место настоящего православного человека в День Победы? Во храме Божием? Где надо вознести молитвы Господу за упокой душ усопших рабов Божьих, вождей и воинов на поле брани убиенных, всех за веру и Отечество жизнь свою положивших, во дни войны и блокады скончавшихся, от врага умученных и убиенных, в море утопших, на воздухе и в иных местах погибших, от глада и хлада скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. А также прославить Господа за великое чудо, за дар Победы, который был дарован нам, всему нашему народу, при всех наших прегрешениях по Божией милости и по Божиему промыслу для блага, созидания и спасения всего мира. Хотя современный мир этого, увы, не понимает.

Если бы победил фашизм, то мир бы погиб уже к началу 1970-х годов. Просто не выдержал бы столкновения двух потребительских цивилизаций — немецко-фашистской и американской. Сейчас везде расстилалась бы ядерная пустыня. Я уже не говорю о том, что в России осталось бы 30 млн. рабов, остальные просто были бы уничтожены.

Говорят, де, для Победы была принесено слишком много жертв. Но цифра 27 млн. человек в исследовании некоторых серьёзных историков, таких как, Виктор Земсков, подвергается сомнению. Всё-таки брежневская цифра 20 млн. была гораздо вернее. Кто говорит, что, де, за Победу было заплачено огромная цена – наш ответ состоит в следующем: нет такой цены, которую не заплатишь за спасение всего народа, всей страны. Это всё равно, что у тебя защемило руку во время пожара — приходится её рубить, если не хочешь сгореть.

Надлежит благодарить Бога за чудо Победы, за то, что Россия из этого огненного испытания вышла сильнее, величественнее и прекраснее, чем была до него. Благодарить за то, что во время войны раскрылись сокровища русского духа, русской жертвенности, мужества, силы, великодушия, красоты русской народной души.

Во-первых, за это великое чудо по возможности следует побывать в храме Божием. А храмов, действующих у нас, нет. Естественно, в храмах находятся служащие, священники и волонтеры. Но мы все волонтеры! Без нас служба Божия состояться никак не может. Служба без народа канонически незаконна. Значит, мы, волонтеры, необходимы для поддержки службы Божией.

Во-вторых, по возможности в приемлемых формах поздравить с Праздником ещё живых ветеранов, блокадников, просто друзей. Но поздравить настолько, насколько они готовы к визитам. Хотя бы просто передать им цветы и поздравления.

В-третьих, собраться с семьей за столом – посидеть и побеседовать о тех великих годах, а перед трапезой помянуть всех своих усопших сродников и живых, если таковые есть и связаны с этим великим событием Великой Отечественной войны. Уже само по себе это большое дело, великое задание, по сути дела, на целый день.

Если кто-то желает, пусть поёт «День Победы».

Я считаю, то, что совершилось — хуже, чем преступление. Это огромная ошибка. Как известно, после 12 мая во всём мире, а не только у нас, в независимости от эпидемиологической обстановки, как по мановению волшебной палочки облегчается режим самоизоляции. Пример глобалистического идиотизма! Возникает вопрос: почему 12 мая? Почему, скажем, не 8 мая? Не потому ли, что кое-кому было бы интересно замазать этот день — День Победы?

Допустим, у нас происходит пандемия, хотя, честно говоря, ничего особенного, кроме сезонного заболевания ОРВИ, мы не видим. Допустим, что парад невозможен, допустим, что Бессмертный полк тоже невозможен. Но почему закрываются кладбища? Почему запрещается возложить венки и цветы на могилы? Что, от этого немедленно все заразятся? Все покроются коростой и бубонами, все перемрут? Почему кладбища закрыты? В чём смысл подобного санитарного мероприятия? По-моему, это просто издевательство над людьми и над их памятью.

Можно подумать, что на кладбищах будет большее столпотворение, чем в супермаркетах, метро или автобусах. Лицемерие, да и только! Лицемерием пронизана вся эта пандемия. К примеру, льготники лишились права ездить по льготным проездным билетам, а счастливые владельцы платных билетов могут ездить вовсю. Значит, у кого деньги — тот и здоров! Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Члены московского правительства и московской Думы не нуждаются в пропусках, а все прочие смертные нуждаются. Значит, члены московской Думы и члены московского правительства по определению заболеть не могут и их работа важней, чем служение того же самого священника, который идёт в больницу причащать больных?! Лицемерие, да и только!

То, что мы сейчас наблюдаем, разительно отличается даже от советского времени. В 1942 году в Ленинграде летом были оставлены только лица, необходимые для жизнеобеспечения города. В их число попали священники. У нас сегодня священник и Церковь не считаются необходимыми для жизнеобеспечения в наших российских городах. По сути дела — это лишний депрессивный элемент, который доставляет хлопоты во время эпидемии.

И после этого нам трубят о советском атеизме. Мы сами виноваты в сложившейся ситуации. Мы больше доверяем врачам, чем священникам, больше доверяем медицинским инструкциям, чем Священному Писанию, Священному Преданию Церкви, больше надеемся на людей, чем на Бога. То, что произошло на Пасху — это огромный дефицит веры, за который мы уже расплачиваемся и будем расплачиваться больше. А между тем, Великая Победа произошла потому, что люди верили в Победу.

Как писала Ольга Берггольц:

И пробил час. Удар обрушен первый,

от Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

что значит ярость верящих людей.

А мы не удивились, нет! Мы знали,

что будет так: полмесяца назад

не зря солдатской клятвой обменялись

два брата: Сталинград и Ленинград.

Прекрасна и сурова наша радость.

О Сталинград,

в час гнева твоего

прими земной поклон от Ленинграда,

от воинства и гражданства его!

Конечно, можно — дети на улицах и на балконах. Конечно, можно развешивать плакаты и стикеры. Конечно, можно и нужно выражать всячески свою радость по поводу дня Победы во всех разумных и достойных формах.

Только стоит вспомнить, при каких условиях проводился парад 7 ноября 1941 года. Немцы стояли в 70 км от Москвы. Столицу уже неоднократно бомбили. На волоске висела судьба Советского государства. В этих условиях Сталин принимает решение провести парад 7 ноября на Красной площади.

Когда он объявил своё решение на совещании Политбюро, многие даже не поняли, о чём он говорит. Только когда он повторил своё предложение, члены Политбюро воскликнули: «Да, конечно, это воодушевит народ». Этот парад проводили как военную операцию по всем законам военного искусства. Была обеспечена безопасность с воздуха, были намечены маршруты немедленной отправки частей после парада на фронт, развернуты на всякий случай машины скорой помощи и медпункты. Всё было продумано до последних мелочей. В результате получился парад, имевший огромную моральную силу, потому что была установка на поднятие духа.

Сейчас, к сожалению, мы видим другую установку — на упадок народного духа, на его угнетение с помощью депрессивной информации, слива негатива и чёрных фейков. Как будто всё настроено на то, чтобы унизить и растоптать русского человека.

Однако, я верю, что русский человек, проходивший через самое страшное, пройдёт и через это. И воодушевлять его будет вера во Христа и память о Великой Победе, образы великих предков, в которые верили и победили.

Конечно, стоит присоединиться к интернет-проекту «Бессмертный полк» и поместить туда фотографии своих близких. Конечно, это не заменит реальный «Бессмертный полк», но, как говорится, пользуемся пока тем, что есть. Но только в интернете всегда жить невозможно.

Невозможно дистанционно жить и любить.

В завершение скажу — в День Победы следует задуматься над тем, как сделать нашу страну, весь мир чище, нравственнее, разумнее, как сделать нашу страну соответствующей тем идеалам Царства Правды, которыми воодушевлялись наши предки от князя Владимира до героев Великой Отечественной войны.

Протодиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии