ЭПИДЕМИЯ СТРАХА СТРАШНЕЕ КОРОНАВИРУСА

ЭПИДЕМИЯ СТРАХА СТРАШНЕЕ КОРОНАВИРУСА

К верящему человеку зараза не прилипает, или Почему надо позволить верующим достойно отпраздновать Пасху

Протодиакон Владимир Василик

Великий пост Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?

17.04.2020 446

Что делать для победы над коронавирусом? Я не являюсь медиком. Есть эпидемиологи — мудрые люди. Однако, многие эпидемиологи считают, что нынешняя практика в борьбе с вирусом является неудовлетворительной во многих аспектах.

Во-первых, некоторые эпидемиологи считают, что угроза сильно завышена. Они справедливо отмечают, что целый ряд смертей, возникших по другим причинам, списываются на коронавирус.

Во-вторых, как замечают многие серьезные врачи: эпидемия страха, насаждаемая государственными органами и средствами массовой информацией и нагнетаемая небывалая истерия, когда говорят только о коронавирусе и говорят в очень жёстком в формате, способствующим всеобщей депрессии, — страшнее, чем сам коронавирус. Как отмечают объективные наблюдатели, очень многие в Италии умерли просто от страха, от ослабления иммунитета, от всплеска нервных и сердечнососудистых болезней и от иных причин.

Должен работать иной принцип: в здоровом теле — здоровый дух. Людям надо давать как можно больше позитивной информации. А между тем, к сожалению, современные СМИ способны только «кошмарить» своих зрителей и читателей для собственной популяризации, а также для исполнения известных управленческих задач — чтобы держать народ в узде. Только будет ли кого держать в узде после такой эпидемии страха?

Принцип должен быть другой: в здоровом теле — здоровый дух! Поэтому надлежит бороться, прежде всего, за здоровый дух и здоровое тело. Очень многие врачи допускают главную ошибку: они лечат болезнь, а не человека. Точно также и современные управленцы, и современные средства массовой информации, как и современные врачи, допускают ту же самую ошибку. Они пытаются лечить болезнь, от которой, кстати, не знают ни лекарств, ни вакцины, а не лечить общество. И допускают куда более страшную болезнь под названием «массовый психоз», который в любой момент может рвануть с непредсказуемыми последствиями.

Человек должен быть ориентирован в этом мире, он должен иметь духовные, моральные цели и идеалы, систему координат. Естественно, для верующего человека эта система координат религиозна — это его вера, его традиции, его молитва, его религиозный год, а у православных христиан — Литургический год. Сейчас самое важное время — Страстная седмица и Пасха.

Для духовного здоровья народа России, причём это относится не только к православным, но и ко всем иным народом. Издревле известно, что с начала государства Российского, со времён князя Владимира, Пасха являлась всеобщим праздником. Естественно, православным христианам — не только священству, но и всем верующим надо дать возможность достойно отпраздновать дни Страстной седмицы и Пасху. Наша Церковь состоит не только из клириков. Глубочайшая ошибка делать её Церковью клириков и функционеров. По словам святителя Киприана, Церковь состоит из епископа, священников и всех, твёрдо стоящих в вере. Они неотделимы. У нас нет католического жесткого разделения на клир и мирян, на Церковь учащую и учимую. Вторая часть не может обойтись без первой, а первая без второй. Церковь без мирян — это мёртвая Церковь. Когда я вижу на экране пустую церковь с зажженными свечами, в которой служит всего один батюшка, мне становится страшно. Я вспоминаю известную повесть Гоголя «Вий».

Угрозы заражения многократно преувеличены. Почему-то эти угрозы не работают применительно к супермаркетам, к набитому метро, перед которым, кстати, в Москве выстраиваются очереди с QR кодами. Никто этим не смущается. Только почему-то храмы якобы являются источниками заразы. Что за чушь?! Что за клевета?! Что за ложь?!

Мы сами виноваты. Мы допустили в нашей церковной среде эти страхи, фобии, это высокоумное маловерие, якобы связанное с образованием. На самом деле, это не образование. Вера творит с человеком чудеса. Причём не только вера религиозная, но даже обычная вера и просто воля.

Характерен следующий эпизод с Наполеоном, который в чумном госпитале здоровался со всеми больными за руку и не заболел. Тем более, стоит вспомнить пример благочестивого Императора Николая, который приехал в Москву во время эпидемии холеры, где со всеми здоровался за руку, со всеми лобызался и не только спас положение в столице, но и сам остался жив и здоров.

К верящему человеку зараза не прилипает. Как правило, в храмах Божиих люди остаются здоровыми. Сообщения о заражениях священников ещё надлежит проверять. В какой степени и чем они заражены? Возникает вопрос, насколько болезнетворны и погибельны те или иные вирусы и с какой целью устраивается нынешняя масштабная проверка? По крайней мере, среди моих знакомых московских и петербургских священнослужителей, а круг мой довольно широк, больных нет.

Но дело даже не в этом. Потери, которые мы несём от страха, гораздо больше потерь от вируса. Вирус страха гораздо страшнее и губительнее, чем коронавирус. Мы расчеловечиваемся. Один из самых показательных эпизодов: на Украине закидали камнями украинцев, возвращающихся из Ухани.

Патриарх Павел говорил: Будем оставаться людьми! Поэтому проведём с соответственными минимальными предосторожностями Святую Пасху Христову. Наш многострадальный народ Божий, народ христианский, запуганный, зашуганный, затерроризированный, тем не менее, идущий в храм для молитвы, это более чем заслужил.

Молитва и Причащение Святых Христовых Таин — это духовный щит над Россией. Благодаря этому щиту эпидемия в настоящий момент у нас минимизирована. Именно вера придает русскому народу силы для преодоления этих проблем и духовную устойчивость. Поэтому не будем разрушать духовный щит над Россией. Ибо последствия его разрушения могут быть непредсказуемыми.

Желаю читателям «Русской народной линии» всё же найти возможность быть на  общецерковной молитве в эти Великие Святые дни. А в случае, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы, не унывать и помнить, что Господь и слова приемлет, и намерения целует, и первого милует и последнему угождает.

Когда-то христиане, попавшие ради веры в каменоломни, писали святителю Киприану Карфагенскому, жалуясь, что они не могут совершать Евхаристию. На это Святитель Киприан ответил им: «Вы в ваших страданиях, в ваших телах совершаете святую Евхаристию».

Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, может восполнить то, чего нас лишают люди по недомыслию или по злому умыслу.

Да укрепит всех нас Господь и да дарует нам достойно с чистым сердцем славить Христа Воскресшего!

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии