ЛЕГИТИМНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА ПОСТАВЛЕНА ПОД ВОПРОС?

ЛЕГИТИМНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА ПОСТАВЛЕНА ПОД ВОПРОС?

Если запретить освящать оружие массового поражения, то тогда надо запрещать освящение всякого оружия

Протодиакон Владимир Василик

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ

14.02.2020 109

 

Как сообщалось, в начале февраля был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект документа вызвал в среде православного сообщества недоумение и критику.

7 февраля под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоялось первое в наступившем году заседание епархиального совета, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

В частности, владыка отметил, что «Русская Православная Церковь осуществляет сегодня работу с военнослужащими, в армейских частях вводятся должности военных священников, которые духовно помогают солдатам нести тяготы ратной службы. Это не может не радовать. Вместе с тем власти уделяют внимание вопросам обороны и безопасности страны. Появляются новые корабли и самолёты, подводные лодки, возрастает денежное довольствие у рядовых и командиров. Наша Церковь всегда благословляла своих чад на несение воинской службы, на защиту рубежей Отечества. Достаточно вспомнить патриотическую позицию духовенства в годы Великой Отечественной войны, 75-летие окончания которой мы будем отмечать через несколько месяцев».

«Чтобы внести ясность в отношении Церкви к военной службе и разным ее частностям, комиссией Межсоборного Присутствия по церковному праву разработан проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Материалы по этой теме собраны в цельный документ. Он размещен на сайте Московской Патриархии и разослан в епархии для изучения и возможных поправок.  Благочинным с духовенством округов необходимо изучить его, написать отзыв и отправить до 1 мая в епархиальное управление. Сводный отзыв от Санкт-Петербургской епархии затем будет направлен в аппарат Межсоборного Присутствия», — сказал митрополит Варсонофий.

На заседании епископ Кронштадтский Назарий зачитал документ «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Митрополит Варсонофий подчеркнул, что освящаются корабли, самолеты, танки как транспортные средства и средства защиты, но не оружие в них.

О проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»  рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Исконная средневековая традиция благословение мечей, а затем и сабель, обусловлена тем, что холодное оружие до XIV века являлось практически исключительно единственным средством вооружения. За исключением луков, стрел, пращей и камнеметов.

А теперь поразмышляем о благословении так называемого оружия массового поражения. В византийской традиции существует чин благословения военного корабля. Как известно, военные корабли оснащались сифонами с греческим огнем — дальним предком нашего напалма и артиллерии. Соответственно, греки освящали военные корабли, а ведь огонь не разбирал плохих и хороших, а сжигал всё на суше и на море.

Тем не менее, военный корабль с сифоном для греческого огня и с самим греческим огнем по византийской традиции благословлялся.

Также благословлялись и кропились святой водой и орудия. То, что сейчас освящаются военные самолеты, военные корабли, в том числе с находящимися на них орудиями и ракетами, все это показывает, что традиция освящения оружия массового поражения не чужда.

Какой смысл в освящении?

Во-первых, освящать ракеты нужно хотя бы для того, чтобы они не взрывались на старте.

Во-вторых, чтобы ракеты служили оружием мира, чтобы грозили врагу, но, дай Бог, чтобы не применялись. Как говорится, дай Бог, все иметь и уметь, да не все делать.

В-третьих, чтобы в час «икс», если, не дай Бог, ракеты потребуется — они сослужили нашему Отечеству добрую службу, защитили наших сограждан от убийц и насильников, защитили наши храмы, наши алтари, защитили православных христиан и всех жителей державы российской.

Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на неиндивидуализированном оружии.

Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит — поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной.

Подобная практика, как показали беседы со многими священнослужителями и офицерами, способна нанести тяжелый удар по воинству российскому и российскому обществу.

Поэтому целесообразно данную фразу из этого документа убрать, если мы не хотим не только утерять доверие вооруженных сил, но и серьезно погрешить против истины.