ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ БОРЬБЫ И «ПЯТАЯ КОЛОННА» В ЕГО ДНИ И СЕГОДНЯ

На протяжении истории всегда были враги в нашем Отечестве как внешние, так и внутренние. Преподобный Иосиф Волоцкий – аскет, хозяйственник, великий молитвенник, талантливый писатель, государственник – в XV–XVI веках стал защитой в тяжелое время государственного становления и как бескомпромиссный борец с «пятой колонной».

В каждом веке нашей истории восходит своя духовная звезда, созидающая и окормляющая наше Отечество как духовно, так и телесно, и без преувеличения двуедино это относится к святому преподобному Иосифу Волоцкому. В этом году мы праздновали 500-летие его памяти. Это в нашей истории событие не менее важное, чем память, например, о Куликовской битве или освобождение Москвы от поляков.

Преподобный Иосиф и ученики его школы «иосифляне» отст

аивали необходимость монастырских землевладений, развитие ремесленничества при монастырях и красивое убранство храмов, богослужебной утвари. Он это аргументирует в своей книге «Просветитель». Представители Нила Сорского, «нестяжатели», занимали противоположную позицию – максимального отречения от всего этого, обвиняя в «стяжании» оппонентов. История сама показала и определила необходимость параллельного существования двух систем. 
Например, основанный преп. Иосифом Волоколамский монастырь стал местом, которое кормило всю округу, особенно в голодные годы; для этого нужны были монастырские землевладение и производство. Монастырь выдавал крестьянам, говоря современным языком, беспроцентные кредиты! Фактически в социальном аспекте св. Иосиф начал этим борьбу с закрепощением крестьян. Клеветники преп. Иосифа ставили цель, чтобы Русская Церковь была неспособной к духовному просвещению и материальной помощи своему народу! Личное противостояние святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского является мифом либеральной пропаганды от «пятой колоны», «нестяжательские аргументы» стали оружием у «жидовствующих» еретиков, требовавших секуляризации церковных земель, желавших нанести по Русской Церкви сокрушительные удары. 
Говоря современным языком, преп. Иосиф был угрозой «олигархам» той эпохи. Поэтому и подвергался нападкам и клевете, даже «нестяжательными аргументами». Переходя к современности, такая же демагогия используется «пятой колоной», компрадорскими силами для дискредитации Русской Церкви и Святейшего Патриарха Кирилла. 
Колоссальным было влияние преподобного Иосифа Волоцкого на Великого князя Иоанна III «Собирателя Русских земель»: формирование государственной идеологии «Москва – Третий Рим» и, главное – хранение православной веры! Этому поспособствовал брак князя с византийской царевной Софьей (Зоей), племянницей последнего императора Византии, Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константенополя турками. 
Москва действительно стала «Третьим Римом» – наследником Византии, а после ее падения – единственным в мире сильным православным государством, империей, сверхдержавой, руководители которой осознавали миссию Российского государства хранить и распространять по всему миру Истину Православия. 
Так вот против этого брака была партия, что держалась ереси «жидовствующих»: кроме богословских тонкостей, эта «пятая колона» преследовала конкретные политические цели. Бескомпромиссным борцом против этой ереси стал святой Иосиф. 
Так кто же такие «жидовствующие»? Коротко идеологическая суть следующая: отрицание основоположных христианских догматов – отрицание Троицы, божества Иисуса Христа, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Ересь появилась от некоего «жидовина Схария». Говоря современным языком, элиты Новгорода и Москвы подхватили новое «учение», они даже пользовались покровительством царя, так что справиться с ними было весьма сложно. Политические цели при всех их «благих, духовных, богословских» тонкостях были конкретно земные – ослабить новообразовавшееся и утверждающееся Московское Царство, особенно на фоне противостояния с независимым Новгородом, который мог войти в союз с Литвой или Швецией против Москвы. Новгород – это как раз центр появления ереси. 
Аналогом этой ереси сегодня является тоталитарная секта жидовствующих – «Свидетелей Иеговы», которые кроме богословских тонкостей преследуют и идеологически навязывают антигосударственные идеи своим адептам, являются культурным и социальным антиподом государственности. Не зря во многих странах Европы эта секта запрещена. 
500-летний юбилей преставления преподобного Иосифа Волоцкого, – повод говорить о духовном подвиге, который понес святой, о том, как он был востребован в своей бескомпромиссности как в то суровое время, так и сегодня в борьбе с «пятыми колонами». Без преувеличения – его вклад исторически значимый в жизни государства. Основа его подвига – это христианская святость. Именно это будет созидать наше земное Отечество и не лишит нас Отечества Небесного!

Протоиерей Олег ТРОФИМОВ, 
доктор богословия