Встреча Патриарха и Папы: духовно-нравственный диссонанс

Валентин  Семенов, Русская народная линия

Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска / 19.02.2016

Когда читаешь совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска, а также радостные комментарии наших известных публицистов, вроде бы, действительно, всё замечательно: благие призывы, добрые чувства, слова о братстве и соработничестве православных и католиков. И так хочется в это верить… Но почему так смутно, неспокойно на душе? А ведь душа, воистину, христианка. К тому же, есть и другие мнения, хотя в СМИ их меньше.

Но, представляете, первая в тысячелетней истории встреча Патриарха всея Руси и Папы Римского! Уникальнейшее событие, неужели «лёд тронулся»? Однако, как же результаты семи вселенских соборов, католическая ересь, пресловутая непогрешимость папы и т. п.? И как быть с ужасной порочной историей папства? С кровавой историей католицизма и его отношений с православием? Крестовые походы, в том числе и на русскую землю, тысячи и тысячи сожженных на кострах инквизиции людей, чудовищные пыточные изобретения (невозможно забыть экспонаты Музея папства и инквизиции, бывшем много лет назад в подвальном помещении здания Казанского собора в Ленинграде, в котором я бывал ещё школьником). А немыслимые зверства и геноцид католиков-усташей в Хорватии по отношению к православным сербам во время Второй мировой войны (они даже выпускали специальные ножи «серборезы»). И всё это по благословению кардинала Алоиза Степинаца, в последствии после его смерти Ватикан произвел его в ранг «блаженных» (!). А бомбардировки православной Сербии войсками НАТО уже в 21 -м веке. А насилие, преступления униатов на Украине, в том числе захват православных храмов, происходящие в наше время, сейчас… Почему католическая церковь, Ватикан, папы римские до сих пор не протестовали против всего этого?

Другие авторы много раз приводили высказывания святых отцов Православной Церкви о ереси католицизма, я же вспомню суждения о католичестве Фёдора Михайловича Достоевского. И прежде всего его «Легенду о великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы», которую рассказывает брату иноку Алёше начинающий сходить с ума Иван Карамазов. Явившегося вновь на Землю Иисуса Христа инквизитор обещает сжечь на костре, заключает в темницу, где в своем монологе излагает ему доктрину о новом мировом порядке. Он утверждает, что свобода непереносима и пагубна для людей, поэтому они (инквизиторы) взяли меч и объявят себя «царями земными» . Иисус им только мешает, они сами дадут жалкому человечеству счастье, удовлетворив его потребность во всемирном, всеобщем единении, а также дадут ему и возможность грешить. Они пообещают людям и вечную небесную жизнь, но те за гробом обретут только смерть. А все грехи эти избранные инквизиторы возьмут на себя. Великий инквизитор прозрачно намекает Спасителю, что они не с ним, а с его антиподом. В конце концов он выпускает Иисуса со словами: «Уходи и не приходи никогда!» Фактически Достоевский пророчески описывает глобальное общество полностью контролируемых людей, которыми управляет некое мировое правительство, причем используя очень похожую на католический подход методологию «чуда», «тайны» и «авторитета».

Достоевский писал: «Католичество римское даже хуже самого атеизма, таково моё мнение… Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас!… По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой мысли, начиная с  веры. Папа захватил землю,  земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть.» (Достоевский Ф.М.: золотые афоризмы классической литературы. Ростов н/Д., 2013.  С. 97).

Достоевскому в проницательности не  откажешь. Поэтому очень наивно выглядят восторги наших публицистов по поводу того, что во время встречи Патриарха с Папой и распятие было православное, и икона была наша, и Патриарх был как бы хозяин, и на пресс-конференции он говорил больше, чем Папа. Не мешало бы при этом вспомнить, что католиков в мире более миллиарда, а православных Московского Патриархата в пять-шесть раз меньше. Так что Папе можно и поскромничать, снисходительно и не без лукавства.

Совместное заявление — это, к сожалению, пока только текст о благих намерениях, что будет на самом деле, мы не знаем. Но негативные последствия для мирян Русской Православной Церкви уже проявляются — это смущение, растерянность, несогласие значительной их части со слишком поспешным братанием с инославной конфессией, которая никак до сих пор не проявила себя позитивно в реальности по отношению к нашей стране, нашему народу и нашей Церкви. Вспомним слова митрополита Антония Сурожского, который служа в Западной Европе, непосредственно наблюдал деятельность католической церкви: «Я думаю, что доверять Ватикану и его представителям мы не можем, потому что единственная их цель —  размыть православие и превратить нас в католиков».

В.Е.Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России