НА ЧТО ПОДПИСАЛИСЬ «ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ»?

Итак, произошло еще одно знаковое событие в нашей «культурной» жизни. Больше сотни «культурных» и околокультурных деятелей подписали письмо с пожеланием освободить «заблудших овечек» из группы с мерзким названием “Pussy Riot” из застенков, где им вообще не место, поскольку, по их (деятелей) мнению, они не совершили ничего криминального, а просто «пели и молились» в предназначенном для этого месте, то есть в храме. В ход идет все – и «милость к падшим», и призывы к жалости по отношению к «бедным девочкам», у которых к тому же есть и дети, страдающие от отсутствия матерей.

Любопытен состав этих деятелей. Громких имен по настоящему талантливых или просто скандальных творцов наберется от силы полтора-два десятка, остальные гордо именуют себя режиссерами, певцами, актерами, музыкантами и прочими, для которых культура не более, чем термин со смутными очертаниями, но как же хочется заявить о себе и постоять рядом с громкой фамилией, авось и польза какая будет, а какой повод — не важно.

Главный постулат письма таков:

«Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожали и не похищали чужого имущества. Россия – светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования».

А вот здесь вы ошибаетесь, господа. Насилие было, и оно не обязательно может быть физическим. Насилие над духовностью намного мерзостней, а они осквернили Храм. Только не надо передергивать и заниматься казуистикой. Не надо ставить знак равенства между православной церковью и патриархом Кириллом, между православной церковью и служителями этой церкви. Православная церковь – это сложившаяся за века система нравственных и духовных ценностей русского народа, нравится вам это или нет. И не надо плевать на это и топтать, или ставить мерзкие эксперименты, чтобы проверить на терпимость. Православная церковь очень терпима, не в пример другим, но не беспредельно. Ваша ссылка на УК – это цинизм. Никому, даже самому последнему уроду, не придет в голову плясать или трахаться на могиле предков. Этому мешает какой-то пункт УК, или это одна из непреложных нравственных норм, на которых держится (пока еще держится) общество? Прикажете внести в УК, чтобы была «причина для уголовного преследования»? А вот то, что российская судебная система оказалась в трудном положении – это действительно так. Только не в том плане, что их наказание «компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом», как лихо выразился Андрей Кончаловский, а в том, что эта система оказалась не готовой адекватно среагировать на хитро спланированную и подготовленную провокацию с участием убогих девиц в качестве пешек. Причем, продуманную на много ходов вперед. Так и напрашивается аналогия с шахматной партией, причем беспроигрышной. Посудите сами.

Вариант 1. Власти не отреагировали и спустили все на тормозах, потому что нет подходящей статьи в УК? Отлично, значит, можно и дальше гадить (зачем – это отдельный разговор). И оправдание уже есть – раньше не реагировали, значит можно.

Вариант 2. Власти отреагировали жестко. Еще лучше. Теперь можно смело поднимать вой на всю Европу – ах, ах, произвол властей! Ой, ой – «бедные девочки» в застенках! И вот уже эти мерзавки – узницы совести и несчастные жертвы российского беззакония. Следующий шаг – подключим втемную «деятелей культуры и искусства», пусть волны расходятся по народным массам: уж если эти подписали, значит… Какой следующий шаг? Возмущенные толпы штурмуют здание суда? Ну, и так далее… Причем, используются все давно отработанные приемы. Чуть что – расправа по политическим мотивам, жертва произвола, и бегом жаловаться на любимый Запад, куда угодно – ОБСЕ. ПАСЕ, Amnesty International, опять же Страсбургский суд имеется, ну и для полного комплекта только Гаагского трибунала не хватает. Видимо, упустили.

Опять же, знакомая с советских времен система общественного реагирования: «Мы, рабочие завода такого-то…», «мы, труженики полей колхоза такого-то…», Мы, деятели культуры и искусства…». Главное, чтобы куча была побольше, так солидней выглядит. Что важно – есть, за кого спрятаться и спросить конкретно не с кого, с кучи какой спрос. А ведь как было бы интересно узнать, откуда ноги растут. Ведь кто-то же лично продумал и написал это обращение, или это плод коллективного творчества? Кто-то первый предложил это подписать? Но имя автора или вдохновителя всей этой акции мы вряд ли узнаем, скорее всего, его и в подписантах нет. Зато есть группа в полторы сотни «деятелей», которая рассчитывает оказать давление на суд, и которая почему-то не выступила таким же дружным коллективом с осуждением того, что произошло в Храме. Почему? По их мнению ничего особенного не произошло. А вот теперь защитить надо.

Очень и искренне уважаемый мной Олег Басилашвили апеллирует к Пушкину, хотя даже не знает точно, сколько же девиц отплясывало в церкви. Вообще-то пять, только вот две из них куда-то запропастились. Может, он и ролик злополучный не видел? Вполне вероятно, как вполне вероятно, что он встал бы со скамейки, если бы знал, что рядом с ним гордо усядутся Алибасов, какой-то там Вася Обломов с Ромой Зверем и Левой Би-2 за компанию. Для Улицкой они просто жертвы невежества и беззакония. С беззаконием ясно, это наше. А невежество чье? Их, или тоже наше? Господин Арбатов – человеколюб, «сам родом из богемы», считает выступление в церкви обыкновенным перформансом и «прекрасно знает, что девушками двигало». Может, он знает, и кто ими двигал? Для Виктюка все предельно просто – сама ситуация его волнует меньше всего (интересный подход – плевать на выходку в церкви, плевать на чувства верующих, на все плевать), но вот сажать «бедных девочек» не надо, они ведь «только пели песни». Но и это еще не все в нашей культурной жизни. По Манскому, инцидент вообще носит спорный характер, потому что «подобного рода акции уже давно стали классикой public art». Акции какого рода? Осквернение храма? Издевательства над верой? Не подскажете, господин Манский, в какой стране это является классикой и где это поощряется? «То, что сейчас делают с Pussy Riot, – это необъяснимо и иррационально, это абсурд, это не укладывается ни в какую логику, это невозможно понять», — восклицает он. А то, что они делали, это рационально? Это не абсурд и укладывается в вашу логику? Вы это можете понять? Вы к какой культуре или искусству себя относите? Но и это еще не все. Кирилл Серебренников на полном серьезе пытается убедить, что истинной причиной выступления в церкви этих «бедных девочек» было сообщить во весь голос «о недоверии части общества руководству РПЦ, о сращении власти и церкви, о лицемерии власти и церкви, о страшном расколе внутри общества, который власть всячески поощряет… Именно в этом была их миссия – и как современных художников и шутов, и как граждан и патриотов». Ни больше, ни меньше. Извините, но после этих пассажей о здоровье как-то неудобно спрашивать. А раз уж вы готовы заплатить за продолжение и уверены, что «они будут продолжать деятельность художниц», есть прекрасный вариант реализовать ваши намерения. Дождитесь, пока их выпустят (или, если торопитесь, подберите другую аналогичную группу), и повезите их вместе с господином Манским в турне – сначала пусть попляшут с припевом «Долой Папу Римского» в костеле где-нибудь в Европе, потом можно свозить то, что останется, скажем, к Стене Плача. Здесь можно просто поплясать на свежем воздухе, даже без припева. Если это пройдет успешно, недалеко Мекка. Там вас ждет просто оглушительный успех, даже без танцев. По возвращении домой в Россию (если вы действительно считаете Россию своим домом, в котором нельзя гадить), вы в полной мере оцените доброту и долготерпение Русского Православия. И хватит уже тыкать пальцем в Патриарха Кирилла и его часы. В конце концов он представляет всю РПЦ. Так же, как и Папа Римский – католическую церковь. Вы же не будете утверждать, что Папа Римский ходит с посохом и в рубище среди своей паствы, и что на руке у него часы китайского производства за пару долларов.

И последнее. Господа «деятели культуры и искусства». Прежде чем что-то подписывать, определитесь для себя лично каждый, что для вас Россия – дом, в котором нельзя гадить, каким бы несовершенным он ни был, или грязный кабак, в котором можно все. Что для вас народ России – люди со своими заботами, проблемами, радостью, горем, и которому нужно ваше искусство (только подлинное, искреннее), или быдло, которому можно скормить любую дрянь, созданную вами, и который еще и заплатит за это. Какие и чьи духовные и нравственные ценности вы исповедуете, что для вас Православная вера (если вы вообще имеете к ней отношение) без всяких атрибутов, которые могут вам не нравиться, а просто – Вера. Это часть вашей духовности, или чужая помойка, в которую можно плюнуть. Определитесь, от этого зависит ваша репутация, уважение к вам, отношение как к людям, к чьему мнению можно прислушаться. А иначе – не обессудьте, народ может вас проклясть и отвергнуть. До бесконечности терпеть и утираться он не будет.

Приблизительно такую беседу предлагал провести Олег Басилашвили с теми девицами. Но там это было бы совершенно бесполезно. А с вами?

Источник: сайт FB.RU

Пресс-служба Союза казаков России