ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ГУБЕРНАТОРУ РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ ГОЛУБЕВУ В.Ю.

МАРТЫНОВ А.Г.

Уважаемый Василий Юрьевич!

Обращаюсь к Вам по вопросу устройства столь необходимой городу Ростову-на-Дону объездной дороги, именуемой «Западная хорда», которая является составной частью «Программы развития транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 17.12.2018г. Обеспокоенность у меня и у станичников вызывает судьба нашей станицы Гниловской, Кумженского мемориала и городской зоны отдыха в связи с дополнением Министерством транспорта Областного Правительства «прирезка» к ней в восточном направлении, на левом берегу Мертвого Донца. Непонимание последствий происходящего требует более широкого обсуждения.

Не только это вызвало необходимость сделать письмо открытым. Безудержное развитие строительства жилья городов, теперь уже за счёт пригородов и включенных в их состав сельских поселений, в т.ч. казачьих станиц, начинает походить на «цивилизованное» выселение и казаков, и не казаков с их родовых мест, зачастую более, чем исторических.

Когда-то волею судьбы мы с Вами, Василий Юрьевич, покинули Ростовскую область, но где бы не находились, мы земляки, всегда практическими делами старались присутствовать на Малой родине. Потом судьба вернула Вас на высший административный пост губернатора Ростовской области. И уже вы оценивали участие земляков в жизни Дона. Мой вклад в это Святое дело подтверждают награды, полученные от Вас и от Законодательного собрания Ростовской области. Это письмо в ряду тех забот о земляках, о казаках станицы, которые были проявлены мной ранее, в качестве депутата Государственной Думы РФ II созыва и Первого Верховного атамана того Союза казаков, который поднял знамя организационного возрождения казачества в 1990 г., т.е. ещё в Советском Союзе.

Ответ на вопрос, что собой представляет станица Гниловская, даёт научная работа Амбросимова В.А., ученого секретаря Научного объединения «Энциклопедия казачества», законченная им в 2021 г. К сожалению, он умер, и она ожидала своего часа издания. При подготовке к серьёзному разговору о предстоящей угрозе разорения Гниловской она была издана мною в этом году. «Гниловская станица – Аристократка/В.А. Амбросимов. – М.: Юстицинформ, 2023. -384с.: ил.»

Книга издана в подарочном варианте и будет подарена Вам, руководству области, города, Железнодорожного района и ряду лиц, которые, возможно, примут участие в разговоре.

Это этнографическое исследование показывает период истории всего края на протяжении трёх тысячелетий и более, начиная с Протоистории Низового Подонья. Даются описания кочевавших здесь племён до появления казаков, городищ эпохи бронзы и Ливенцовской крепости, как Донской Трои. Более полно приводится история поселения казаков на Гнилом стане, являвшимся крупнейшим по промышленному лову рыбы (Книга, с.48). Успешное развитие самой промышленности в станице началось во второй половине XIX века (Книга, с.62).

Звание станицы – «Аристократки» в казачьих войсках России определило то, что «сам император Николай II, которого многие станичные общины просили принять звание Почетного казака, 23 сентября 1904 г. выбрал именно Гниловскую и разрешил принять это звание тогдашнему Начальнику Главного Управления Казачьих Войск, члену Военного совета, генералу от инфантерии Щербову-Нефедовичу Павлу Осиповичу. Ранее русский царь дал такое разрешение бывшему военному министру Ванновскому Петру Семёновичу и его сыновьям: Сергею (генерал-лейтенант, начальник штаба войска Донского перед 1-й Мировой войной) и Глебу (генерал-майор, на «Великой войне», как ее называли современники, начальник 5-й Донской дивизии)». (Книга, с.9) Отмечены здесь и другие великие люди Дона и России. Должное место в издании отведено станичникам и периодам острейших событий за последние сто лет, вплоть до наших дней.

Гниловская, которая, не считая существования её как Гнилова стана с 1594 г., официально числится казачьей станицей с 1797 г. по приказу Войскового Гражданского Правительства. В своё атаманство А.И. Иловайский предполагал перенести сюда город из Черкасска (Книга, с. 50).

Что касается Ростовской области, она появилась на карте официально 85 лет назад, когда уездный город Ростов Екатеринославской губернии стал областным. Позже к нему была присоединена казачья станица Гниловская. Тогда же отодвинули на задний план столицу земель Войска Донского – Новочеркасск. Откройте первый разворот и последний переплета книги и увидите, каким шрифтом, с учётом значимости, показан Новочеркасск и каким Ростов. Там же, ещё пока отдельно, показана Гниловская.

Большевиками были присоединены к Украине казачьи земли Донецкой и Луганской областей войска Донского и другие области. И судьбы живущих в них и в Гниловской на определенном этапе были схожи.    Происходящее и там, и здесь — не новость. В мировой практике, в веках существует рецепт: чтобы завладеть до конца полученной территорией и управлять её населением, не доводя до противостояния, надо выселить коренной народ и заселить её другими народами.

Сегодня сселение у нас осталось, как и заселение, но поменялись формы. Они стали как бы «цивилизованными». Банки, заинтересованы в этом процессе: они участвуют кредитами в сселении, потом вбрасывают деньги на ипотеку под заселение. Ход в два конца, и там, и там снимают проценты. Прокручивается всё вместе и с другими участниками «процесса». Но, конечная прибыль зависит не только от этажности, но и от местоположения жилья. Оно-то и заносит меч над головами живущих столетиями в ставших элитными районах центра города и в живописных пригородах, тем более на берегах рек. В этот разряд попала и Гниловская.

Приехавшие раньше и в наши дни даже не представляют в полной мере, где они оказались. Примером тому является буклет 2020 г. администрации Железнодорожного района, существующего почти полностью на некогда юртовых землях станицы Гниловской. В нём она представлена деревней (книга, фото буклета, стр. 221). Трудно сказать — вина тому, что не знают, или беда, что не хотят знать? Наверное, последнее. Работает Библейская истина: «Умножая знания, приумножаешь скорби», т.е., принимая решение и наступая на что-то святое, не будешь переживать. Без знаний спокойней.

Бездумное увеличение численности населения города под видом заботы об улучшении жизненных условий горожан, в чём они, и, в первую очередь, коренные ростовчане, во многих случаях не нуждались, началось с непомерного внедрения коммерческого жилья или точнее, как его называют в России, «коммерческого жулья». Начавшееся точечно, и на территориях разваливаемых предприятий, подошло к концу. Продолжилось сселением в начале под реновацию, потом насильственным путём под различные программы. Внесли в это достойный вклад пожары целых кварталов.  При этом развитие транспортных сетей откладывалось на потом. И здесь заложниками стали не только горожане, и некогда присоединенные к Ростову сельские поселения, но и пригород со своим населением. Ликвидация транспортного коллапса за счёт объездных магистралей  буквально ножом режет по их судьбе, разрушая и сложившийся уклад жизни, и само их жильё, и среду обитания. Представители местных властей не говорят, как они это допустили. Прикрываясь «очередной заботой о трудящихся», удивляются непониманию людей. А, пристегнутые к ним СМИ облаивают, в полном смысле этого ёмкого слова, не желающих расставаться со своими домами, построенными не по ипотеке, а зачастую своими руками. Людям больно и обидно оставлять своё родовое гнездо, а то и Малую Родину и уезжать в неизвестность.

Некоторые СМИ, ополоумевшие от безответственной свободы слова, приравнивают их к изменникам Родины. При этом смешивают воедино голосование «за прирезку», с голосованием о необходимости прокладки в целом объездной дороги «Западная хорда». Задают один вопрос: «Западная хорда нужна ростовчанам и россиянам?» И получают ложный ответ: «за» —  67,83%. Думаю, вопрос поставлен некорректно, так как за саму хорду проголосуют все 90% ростовчан. Вопрос заключается в другом – в изменении всего лишь одного отрезка (полтора километра) этого пути в целях сохранения исторически ценной станицы Гниловской.

Проблема «сселения» и «заселения» — это общегосударственная проблема, озвучивается она на высшем правительственном уровне, как заселение пустующих и, в первую очередь, стратегически важных для государства территорий России. А пока наверху обсуждают, на земле «банкуют» своё, делая вид, что ограничивают городское жилищное строительство, уводя его на объездные трассы. Их проводят вблизи города по заповедным и историческим местам, где участки под строительство, да и самого жилья, стоят иногда подороже городских и более привлекательны. Сегодня это относится и к предполагаемой застройке «прирезка» в восточном направлении от «Западной хорды» на левом берегу Мёртвого Донца.

Станичникам достаточно высотных домов на правом берегу, построенных на территории уничтоженного старинного Гипсового завода, нависших над их головами, как проклятие (Книга, с.174). Но они не только проклятье, но и оружие — приманка оставления навсегда своих родовых сельских селений. И число их оставленных полностью в России, превысив десятки тысяч, растёт и сегодня (это всё та же «цивилизованная» форма сселения).

Во исполнение Областной программы в 2021 году Ростовская городская дума приняла «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону». В основу её лег проект, разработанный ООО «А+С Транспроект» Санкт-Петербурга. Этот проект, на наш взгляд, по простоте решения, бережного отношения к сохранению существующих населенных пунктов, исторических мест Подонья и по комплексности решения транспортных проблем города и примыкающих к нему районов вполне приемлем. За исключением ряда моментов, его можно смело рекомендовать на конкурс. Просим рассмотреть его!

По этому проекту, на левом берегу Мертвого Донца объездная дорога забирает на себя транспорт с эстакадного моста с проспекта Малиновского Р.Я. (Примечательно: проспект назван именем командующего Южным фронтом, войска которого с 8 на 9 февраля с этого места начали освобождение Гниловской и 14 февраля вошли в Ростов-на-Дону, Книга, с.153).

Далее она повернет направо.  На своём пути следования в дальнейшем на Запад, пересечётся ещё с одной эстакадой через Мертвый Донец. Здесь заберёт на себя транспорт с проектируемого продления проспекта Стачки и выйдет на запроектированную Федеральную скоростную магистраль «Москва-Адлер», к мосту с правого на левый берег Дона, в районе рыболовецкой тони «Кривая». По пути следования к объездной дороге присоединятся местные дороги, по которым жители станиц и хуторов правого берега Дона смогут попасть в свой райцентр Азов, не объезжая через г. Ростов. И в этой части, прокладка «Ростовской объездной» практически не потребует сноса жилых строений.

Этот разработанный проект в таком виде существовал до 12.12.2021 г., когда Министерством строительства Правительства Ростовской области был добавлен к спроектированному Западному объезду города «прирезок» в полтора километра длинною, в восточном направлении от эстакады через М. Донец с проспекта Малиновского, с правого берега на левый. Этот «прирезок» врежется в Кумженский мемориал, в его составную часть — рощу, исковеркает основную зону отдыха ростовчан. Оттуда пойдет эстакадой – мостом опять через М. Донец, но теперь уже с левого берега на правый. И таким образом, в отличие от всей идеи объездной дороги, уводящей транспорт на Запад, через «прирезок» теперь на восток, дорога становится опять въездной в город. (Осознаю, насколько сложно читать, но ещё сложнее, наверное, понимать происходящее. Да и как это оказывается, что на 5-6 километрах три моста?!) Поэтому приношу свои извинения. Делалось это для понимания возможно неосведомленного читателя.

Власти достаточно осведомлены происходящим и поэтому при обсуждении мешают в одну кучу Западный объезд и поворот от него на восток. Ещё неизвестно, когда будет этот объезд. Да и будет ли вообще, по сегодняшнему положению дел в государстве, при непосредственной близости к месту проведения спецоперации. А уже «прирезок» пускают «впереди паровоза» на восток, демонстрируя крайнюю заинтересованность в его постройке. Конечно же, не населения. А по логике вещей, к этому «прирезку» возможно будет обратиться тогда, когда полностью построенная по проекту «Западная хорда» не будет справляться со своим предназначением. Более того, одиноко построенный «прирезок», без «Западной хорды», обеспечит пока одну единственную функцию пропуска транспорта из центра Гниловской и с моста через Дон в Колузаево и Обуховку. Сейчас они следуют туда через существующий мост на Нижнем броду. А в дальнейшем по «прирезку» пройдет основная прямая дорога из центра города к планируемому жилью.

Уничтожив часть территории Кумженского мемориала и перейдя с левого берега на правый Мертвого Донца, продолжение эстакады врежется в Нижнюю часть станицы Гниловской. Пройдёт строго по пути движения воинских частей в ночь с 8 на 9 февраля 1943 г. Только с той разницей, что эти части были освободителями, а устроители эстакады будут разрушителями жилья тех, кто пережил две оккупации, дождался освобождения, восстановил порушенное войной, дожил с потомками до сегодняшнего «светлого дня сселения» с мест, где они прожили жизнь, а их предки — столетия. Пройдет по переулку Юношеский (в войну он был Пионерским) выйдет на Майданную площадь (сейчас площадь Рыбака), снося здесь и дальше за ней, более 40 домов станичников между ул. Всесоюзной и железной дорогой. Далее она «отдаст честь» месту первого воинского захоронения красноармейцев, освободивших Гниловскую. Побеспокоили их здесь тогда, когда прокладывали через станицу по Всесоюзной улице первую объездную дорогу с Запада. Какое мрачное совпадение. И теперь не будет им на Мемориале покоя от автомобильной эстакады, нависшей над ним, на её повороте к мосту, и на всем пути её следования. И какой под ней может быть зона отдыха ростовчан?!

Благодаря частому западному ветру (низовке, да и полуденке) школа №77 и её спортивные площадки будут покрыты выхлопными газами и грохотом. Их и так сегодня достаточно школе с Портовой улицы. А ведь станичная школа № 77 возвеличивает в воинской славе в России наш город. В ней учились в своё время четыре ученика, ставшие Героями Советского Союза. В своем роде, она уступает первенство лишь Хабаровской средней школе № 15, где учились пять будущих Героев Советского Союза. (Одни места Великой памяти). (Книга, с. 283-289)

Через 500-600 метров, после перехода через М.Донец с левого берега на правый, эта трасса вольётся в упомянутую трассу на Всесоюзной, и они выйдут на построенный в 1984 году мост через Дон теперь с правого берега на левый. Чтобы не уйти от темы моста, надо сразу отметить, что он уже сейчас не справляется с потоком транспорта на Всесоюзной. Недавно мост претерпел капремонт, но, по-прежнему может пропускать автомобили грузоподъемностью не более 30 тонн, что уже давно недостаточно.

Подробное описание этих переходов через реки и состояние существующего моста, не случайно. В ходе сегодняшних дискуссий власти утверждают, что последний переход через Мертвый Донец и использование существующего моста через Дон дешевле, чем строительство нового моста Западной хорды через Дон в районе рыболовецкой тони «Кривая». Всё это закончится тем, что придётся последний мост всё равно строить в связи с будущим коллапсом на существующем мосту через Дон.

Чтобы в дальнейшем избежать толкований, мол, автор взялся за письмо только потому, что под снос попадает его родовой дом, отвечу: да, действительно, но я не буду на него претендовать, как и на участок возможного заселения левого берега Мертвого Донца. У меня не прерывалась действенная связь с моей Малой Родиной, да и своих не бросаю. А само место для меня воистину святое. Дом построил мой отец Гаврил Андрианович в 1924 г. В 1933 г. его с двумя братьями, живущими тогда рядом, раскулачили (Книга, с.354-361). Их дома тоже попадут сейчас под снос, как стоящий рядом и дедовский дом, но они в них не вернулись. Из лагерей в 1939 г. вернулся только один отец. В 1941 г. он был уже непризывного возраста и ушёл на фронт добровольцем, уже на третью для него войну. Вернулся в 1944 г. инвалидом, как и соседи — Куликов Иван без ноги, Грузинов Пётр без обеих ног.  Многие соседи вообще не вернулись.

В сносимых сегодня домах доживают вдовы, сироты и внуки. Старший брат Павел ушёл сразу после освобождения станицы в 1943 г. на фронт и погиб в этом же году под Матвеевым Курганом.  Похоронен в братской могиле в Большой Кирсановке. Среднего брата Евгения, 1926 года рождения, немцы при отступлении угнали в Германию. Там его после лагерей и скитаний призвали в конце войны в Красную Армию.

В дни освобождения станицы мне было всего два месяца от роду, но хорошо помню радость возвращения победителей, мальчишек 19-22 лет от роду, с «иконостасами» на груди. И то, как с ними зарывали окопы и воронки, засаживали огороды овощами, и загоны на левом берегу М. Донца, там, где, пожалуй, вырастут очередные дома для иногородцев. И без турецких огурцов и помидоров в те годы сделали Центральный рынок (Старый базар) Ростова лучшим овощным в Советском Союзе. В 50-е годы мальчишками принимали участие в закладке Кумженской рощи черенками деревьев и не верили, что из них что-то получится. Получилось, да так, что пришлось потом прореживать.

Хочу привести пример понимания представителей власти того, что означает жить вместе с людьми, а не с избирателями. Планировалось рощей засадить всю косу, так именовалась рыболовецкая Тоня, до стрелки. Но там было единственное в станице футбольное поле. И нам, мальчишкам, сельсовет пошёл навстречу, оставил его. Теперь на нем стоит памятник – часть мемориала. В 1966 году, после службы в Советской Армии, будучи студентом, я восстановил отцовский дом – мазанку. С 1972 г. живу в Москве, в жилье не нуждаюсь. Описал жизнь, какой она была после освобождения, для того, чтобы те, кто считают Гниловскую деревней и принимают решения «под снос», задумались, что эта земля полита не только кровью, но и потом. На ней проживают десятки поколений Донских казаков – станичников. Им, начиная с 1918 года, без сегодняшнего сселения, пришлось испытать столько, что не приведи Господи кому другому в дальнейшем.

Давайте все жить так, чтобы никто не пожалел о том, что когда-то судьба нас связала воедино вхождением Гниловской в состав областного города. Принимая решения власти, может, возьмут пример с сельсовета, который оставил нам ребятам клочок косы под футбольное поле, уберегут Кумженский мемориал, не затронут рощу в его составе, оставив всё в целости для отдыха ростовчан, откажутся от «прирезка» в восточном направлении. Учтут, что под строительство намечающегося очередного жилья достаточно заложено места в проекте по ходу следования «Западной хорды».

Сегодня непростые времена. Ростовская область оказалась сопредельной с областями проведения спецоперации. На Вас, Василий Юрьевич, как ни на какого другого губернатора легли тяготы по многим вопросам её проведения, начиная с гуманитарной помощи, передвижения через область техники и живой силы, оказания помощи и размещение беженцев. Уходят опять на передний край после госпитализации и новобранцы-земляки. Дух их мужественности зиждется на воспитании, на доброй памяти о хороших к ним, к их жилью отношениях, и на том, как в области относятся к памяти ранее здесь живших, и отдавших за этот край жизнь. Приходят мысли, а как будет со мной? Всё это вместе формирует готовность к подвигу и самопожертвованию. Говорят, что жить стоит только тогда, когда есть за что умереть в этой жизни. «Есть за что умереть» включает в себя и память в человеке, видение того, как окружающие и власти относятся к могилам павших, к памятникам.

У Вас, Василий Юрьевич, есть, можно сказать, личные заслуги по сохранению и возвеличиванию этой памяти – Самбекские высоты. Этой их высоты из всех предыдущих областных руководителей достигли только Вы. Так что не случайно в обиходе говорят: «Голубевский мемориал». Не меньшей памяти заслуживают лежащие, уже однажды побеспокоенные, воины в могилах мемориала на Косе. На них смотрит многовековой исторический памятник поселение – станица Гниловская. Станичники её и сейчас воюют на Донбассе и по призыву, и добровольцами. На мой взгляд, не то, что трогать Кумженский мемориал, а он одно целое с рощей, но и пускать мимо него эстакаду — это очередное уродство XXI века.

Среагировал, Василий Юрьевич, и на одно Ваше замечание: «Критики много, а предложений нет». Рискну высказать предложения. В этом году исполнится 270 лет со дня рождения М.И. Платова. Не перечисляю его званий и заслуг, он известен всем, а для нас просто свой. Наверное, мало будет постоять у его памятника почётным гостям, пройти мимо него в торжественном параде казакам, поучаствовать в достойном казачьем застолье.  Есть предложение повторить одно из его деяний на казачьей земле. Когда-то на верхнедонских землях не было спасу от ветра и песчаных бурь. Он обязал казаков сажать на этих землях сосны. Многие из них шумят до сих пор в его память.

Вот в чём заключается предложение: посадить в продолжении на запад от Кумженского мемориала сосны и создать парк имени Платова. Он будет на месте археологических памятников древних стоянок общего названия «Пруды». Понимаю затраты, но эта пластинка «долгоиграющая» — привлечение к посадке деревьев организаций, посадки в дни памятных государственных и семейных дат.

А Кумженская роща уже своим существованием положила начало парку, вторая часть которого может назовётся Голубевской.  Почему здесь? Да потому, что это будет сделано не только в честь Платова, но и в память его предков. «На Гнилой тоне имелось 27 неводов, каждый из которых принадлежал отдельному лицу.… Среди владельцев неводов встречаются такие известные личности как … казаки Прибылянской станицы Иван и Демьян Платовы – отец и дядя легендарного войскового атамана графа М.И. Платова». (Книга, с.46) Думаю, что Матвей мальчишкой рыбачил здесь с ними вместе. Можно пойти и дальше. На тоне «Костры», где ежегодно проходит День донской селёдки, называть это заведение — корчма «Иван да Демьян».

«Западная хорда» обеспечит транспортную доступность многих регионов России к историческим местам мирового значения, своим вхождением в скоростную магистраль Москва-Адлер. Даст возможность размещению туристов на реках с поселениями на 500 лет раньше постройки Трои и, в частности, как отдельный пример, доступ грекам к их некогда самой северной колонии. Тем более, что под охраной ЮНЕСКО находится Нижне-Гниловское городище, Федерального значения – Донская крепость (городки и Гниловские городища) и Регионального значения – стоянка «Пруды».

«Станица Гниловская возникла на месте поселения, уже существовавшего в VIII веке до н.э., что известно по исследованиям Нижне-Гниловского городища, расположенного напротив стрелки реки Дон и протоки Мертвый Донец – его «Нижнего брода».

В пределах бывшего Юрта Станицы известны городища шести поселений, все по правому берегу Мертвого Донца (расстояние между городищами 4-5 км, как между южнорусскими селами в XIX-XX вв., только это на три тысячи лет раньше). Такая их плотность, наибольшая в донском бассейне, заставляет предположить, что основной водный путь в указанные времена пролегал по Мертвому Донцу». (Книга, с. 18-19). Значит исток, сын – Мертвый Донец, не уступил в истории своему великому отцу – Дону. Помню в 40 и 50-е годы сколько было в нём рыбы, особенно в нерест. Вот бы сейчас, как и ранее, упомянутую Овощную славу области подкрепить Рыбной Дона и Мёртвого Донца с помощью новых нерестных заводов, т.к. разливов для нереста уже не стало! Уберечь от «дачных атак» самый великий в стране Рогожкинский рыбный заповедник. Чтобы, как когда-то пели Тарапунька и Штепсель, запели и сегодня: «Рыбчики сушёные, огурчики солёные и станица Гниловская».

Василий Юрьевич! Приношу извинение за длинное письмо, некоторые, может быть, спорные предложения. Зная не понаслышке, а лично о Вашем опыте руководителя в Московском регионе и сегодня на острие общегосударственных проблем в Ростовской области, храню надежду, что часть из них будет разрешена и дополнится значимыми делами во славу Вольного Дона, процветания и достойной жизни его жителей.

Казак станицы Гниловской  А.Г. Мартынов