ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПОСВЯЩЕННЫЙ «103 ГОДОВЩИНЕ РАСКАЗАЧИВАНИЯ»

 

23 ЯНВАРЯ 2022Г. В ХРАМЕ СВ. ПРАВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО В ЖУЛЕБИНО ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПОСВЯЩЕННЫЙ «103 ГОДОВЩИНЕ РАСКАЗАЧИВАНИЯ»


ТЕМА КРУГЛОГО СТОЛА: ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГЕНОЦИД КАЗАЧЕСТВА В 1919 ГОДУ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:

-Верховный Атаман Общероссийской общественной организации

«Союз Казаков» Задорожный П.Ф.

Протоиерей Вячеслав  /Горобец/— клирик Храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино.

-Начальник Главного Штаба Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» Симонов Н.И.

-Члены Атаманского правления Общероссийской общественной организации «Союз Казаков».

-Атаман Московского Казачьего Округа, член Атаманского правления Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» Ковалкин А.А.

Казаки Москвы и Московской области.

 

Ведущий Круглого стола П.Ф. Задорожный

1.Вступительное слово:

Ведущий зачитал обращение настоятеля Храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино, войскового священника ЦКВ. иерея Марка (Кравченко.) к участникам Круглого стола  (ДОКЛАД ИЕРЕЯ МАРКА ПРИЛАГАЕТСЯ )

2. Работу Круглого стола Благословил Протоиерей Вячеслав /ГОРОБЕЦ/ клирик Храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино.

С ОСНОВНЫМ ДОКЛАДОМ «ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГЕНОЦИД КАЗАЧЕСТВА В 1919 ГОДУ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ», ВЫСТУПИЛ:

-Верховный Атаман Общероссийской общественной организации

«Союз Казаков» Задорожный П.Ф.

В ходе обсуждения доклада выступили:

Начальник Главного Штаба Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» Симонов Н.И.

— Атаман Московского казачьего округа СкР Ковалкин А.А.

-начальник идеологического отдела Панежин А.А.

Начальник Управления культуры ООО СкР Сокуренко И.П.

По итогам круглого стола принята Резолюции.

Резолюция Круглого стола:

1.Атаманам Казачьих войск, отдельных округов (отделов) Союзов землячеств Союза казаков России, обратиться     в Законодательное     Собрание Свердловской области с требованием о принятии им решения по реализации своего права законодательной инициативы — о внесении в Государственную   Думу   Федерального   Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую. (Убрать Фамилию палача Казачества, Русского и других коренных народов России с карты нашей Родины).

2. Мы, казаки России должны сегодня сохранить память о сотнях тысячах репрессированных казаках, ушедших в историю забытыми, униженными, оторванными от родных мест.

Уважаемые гости, я надеюсь, наша круглый стол прошел в нужном русле и   оправдал наши ожидания. Условно официальная часть завершена, вы можете задавать свои вопросы. Просьба называть свои имя, фамилию и издание, которое Вы представляете.

Ведущий поблагодарил участников Круглого стола и объявил о закрытии  его заседания.


 

ПОСЛЕ КРУГЛОГО СТОЛА ПРОШЛА ЗАУПОКОЙНАЯ  ПАНИХИДА ПО УБИЕННЫМ  И ЗАМУЧЕННЫМ КАЗАКАМ КАЗАЧКАМ И КАЗАЧАТАМ В ГОДЫ СТРАШНЫХ РЕПРЕССИЙ.


 



 

 

ПРЕССЛУЖБА СкР

ДОКЛАД

Настоятеля Храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино, войскового священника ЦКВ. иерея Марка (Кравченко.)

Кризис духовности среди казачества как одна из причин успешности политики расказачивания.

 

Судьба казачества неразрывно связана с историей всей страны, со всеми сословиями, населявшими нашу землю, с которыми бок о бок жили казаки. Невозможно рассматривать жизнь казаков в отрыве от жизни остального населения России. Воины-казаки защищали от врагов всю страну, также пахали землю, строили семьи и воспитывали детей. Но самое главное, они были верными чадами Церкви и служили не только государю, но и Богу. Набожность казаков также не вызывает сомнения. Высокий статус православия в менталитете казачества вел к тому, что оно пронизывало всю жизнь, быт и культуру казака, начиная с его рождения. В семьях непременный закон — крестить ребенка, посещать церковь, исповедоваться, причащаться. Казачьи поселения рождались с закладки храма, и воздвигали его на самом высоком месте: он и становился духовным и социальным центром станицы. Более того, из бюджета войска выделялись деньги на строительство церквей и содержание духовенства. Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков всегда было особое отношение к православию, их отличала особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Такое положение вещей сохранялось долгое время. Но параллельно в среде казаков происходили процессы, подтачивающие духовное здоровье сообщества. К сожалению, воспоминания современников полны упоминаний о частых распрях между казаками, о присущих им гордости и тщеславии, мешающих жить в мире друг с другом. Нередки были случаи, когда станичники гордились тем, что многие годы не разговаривают со своими соседями. Такое состояние нетерпимости к своим ближним, вместе с которыми несли сложную службу, защищая порой самые сложные участки границ Империи, а в мирное время возделывали землю, свидетельствовало о разладе в душах.

Ситуация усугубилась тем, что в конце 19 — начале 20 века в России резко обострился и без того крайне болезненный земельный вопрос. Демографический скачок привёл к относительному аграрному перенаселению. Дабы снизить уровень социальной напряжённости в деревнях, правительство еще в 1868 году разрешило переселение в казачьи области лиц, не относящихся к войсковом сословию и непосредственно к  казачеству. Это стало первым шагом по пути разрушения изолированного существования казачества.

Приток переселенцев возрастал с каждым годом, а возможность получить материальную выгоду заставляла станичные правления отдавать всё больше земельных наделов в аренду. Казалось бы, это просто выгодное соседство. Но последствия его оказались весьма губительными и ярко проявились с началом политики расказачивания. Ведь иногородние имели все основания «мстить» казакам за своё бесправное существование на их земле. Как мы с вами знаем из Священного Писания, первое убийство на земле произошло из-за зависти. Таким образом, незадолго до революции уже начали происходить изменения, повлиявшие как на духовное состояние самого казачества, так и на взаимоотношения с другими сословиями, что в дальнейшем стало одной из причин поддержки населением политики расказачивания.

К сожалению, такое отношение к казачеству появилось не на пустом месте. Забыв о главной христианской заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя», казаки относились к иногородним, проживавших на их территории, без христианской любви и уважения. Безосновательные штрафы и поборы от станичных властей были обычным делом. А на территории некоторых войск детей не из казачьих семей не допускали к учебе в школах, либо брали за обучение сумму, непосильную для довольно бедных семей иногородних. Еще хуже обстояло дело с медицинской помощью: врачей не хватало всем.

Были и серьёзные экономические причины: уменьшение паёв земли в станицах, соперничество иногородних и казаков в выпасе скота на общинных пастбищах, обвесы казаков в лавках и магазинах, принадлежавших лицам невойскового сословия. По мнению Л.М. Мельникова, «…все эти причины, …действуя издавна и постепенно усиливаясь, породили, развили и укрепили в казаке ненависть к иногороднему» и казак «…винит во всех своих бедах иногородних огульно, …упуская из виду, что тот же иногородний, …страдает не менее его, казака, от “операций” одного и того же врага – торговца-промышленника, принадлежащего …к сословию иногородних».

Неприязнь казаков и иногородних, нелояльное отношение к последним войсковой и станичной администрации вели к огромному потоку жалоб. Газета «Северный Кавказ» писала: «…вся …масса иногородних, крестьян – безземельна, бесправна и загнана, …хроника станичных судебных процессов переполнена обоюдными тяжбами крестьян и казаков. Виновными всегда почти оказываются крестьяне». Суды оставляли без последствий жалобы иногородних на злоупотребления станичных властей при конфискации плановых мест, скота, другого имущества в счёт погашения недоимок по посаженной плате.

«Вестник казачьих войск» писал, что «…враждебное отношение дошло до того, что среди станичников возникает вопрос о том, можно ли хоронить на станичном кладбище умершего иногороднего». До такой степени дошло духовное обнищание станичников.

К сожалению, сейчас мы вынуждены признать, что религиозность казаков имела во многом обрядовый характер. Догматика, основы веры не настолько интересовали их. А после активного проникновения на территорию станиц иногородних многие казаки были заражены новыми, чуждыми им идеями. Сами казаки говорили, им проще умереть за веру, чем исполнять заповеди и жить по церковным канонам, демонстрируя тем самым, что вера для них стала частью традиции, а не живым чувством к Богу.

Все эти факторы в итоге оказались губительными для казачества в целом. Оторвавшись от незыблемого основания веры, потерявшие ту чистоту и высоту своей миссии — заботы о собратьях, казаки сами восстановили против себя свой же народ. Возможно, если бы они проявили заботу и любовь к тем, кто приходил на их землю, не делили всех на своих — казаков — и чужих, недостойных уважения и честного отношения, не произошла бы страшная трагедия 20 века — расказачивание.

В притче о сеятеле говорится: «иное [семя] упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги». Невозможно называться христианином, но не приступать к Таинствам, невозможно заботиться только о какой-то одной группе людей, а других презирать только на основании того, что они не принадлежат к твоей социальной группе. Не могут в сердце человеческом одновременно могут жить злоба и любовь к ближнему. Пример страшной трагедии, которую пережило казачество в 20 веке, фактическое уничтожение казаков, должны стать горьким, но поучительным примером для нынешних поколений и показать, что перед Богом все равны. Господь видит любое лукавство и нечистоту сердца.

 

Сегодня, вспоминая всех казаков, пострадавших от безбожной власти, будем просить у Господа упокоениях их душ и прощения вольных и невольных грехов. И будем держать в памяти причины тех страшных событий, дабы нынешнее поколение и будущие всегда помнили заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» и слова Господа: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 18:19-20).

После Круглого стола прошла Панихида по Убиенным и замученным казакам казачкам и казачатам.