К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8 МАРТА

К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8 МАРТА

О СЛАВНЫХ  КАЗАЧКАХ !.

Когда мы говорим,  что казаки освоили и возделали огромное количество пространств Сибири, Приуралья, Забайкалья, Дальнего Востока, Дона , Кубани, Терека. Надо понимать, что в значительной мере это всё ещё было сделано и женскими руками- руками казачек. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах.

А дома оставались старики , дети и казачки. Они возделывали поля, огороды, бахчи, выращивали виноградники, ходили за скотиной, растили хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали , обшивали всю семью, рожали детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально  руководил большим семейным коллективом –дед, но не все они, как правило участники боёв, имеющие ранения доживали до седых волос. Но казачка умела и не только это. При нападении врагов, она снимала со стены мужнину саблю и ружьё и дралась насмерть защищая детей и давая им возможность убежать, порой ценой собственной жизни. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца. А мужей  ждать они умели , как ни кто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся – ли неизвестно, а казачки ждали. В Сибири было и по круче. Казак  Семён Дежнев отсутствовал в доме 19 лет. Пока странствовал вырос сын, кто его поднял на ноги, жена. У казаков существовал такой обычай, когда муж возвращался  из похода, казачка встречая его, первым делом кланялась в ноги коню, благодарила его , что не подвёл в боях её супруга, целым и не вередимым  доставил домой. Если сказать честно, то жизнь казачек исследовано мало, про жизнь казачек мы судим только по картинам «Даурия», «Тихий Дон» и другим, но то, что казачки хорошо умели скакать на лошади, стрелять и владеть холодным оружием- это соответствует истине. Некоторые либеральные писатели описывали жизнь казачек, только в чёрных тонах – это не соответствует исторической истине. Дескать несчастные женщины- вся жизнь только до свадьбы, а дальше домострой, закрепощённое существование. Но, как рассказывали очевидцы-казачки дожившие до глубокой старости, казакам и казачкам такая жизнь нравилась и другой они не желали. Казачки очень гордились своей честью. По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почётом, что наделение дополнительными полномочиями ещё и мужскими правами,  не нуждалась. А наоборот, казак и даже станичный атаман, не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в сходах, не имела право голоса на кругах, её интересы представляли брат, муж, отец. Одинокая казачка могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников, а вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и Совета стариков, Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет- снять головной убор, считалось для казака большим позором переступить установленный обычай. Степень от того, что может себе позволить казачка, зависела от её семейного положения. И чтобы не ошибаться существовала система «опознания» по женским кольцам.

 

— серебряное кольцо на левой руке- девушка на выданье

— кольцо на правой руке- девушка уже просватана

— кольцо с Бирюзой- жених служит

— золотое кольцо на правой руке- замужняя

— кольцо на левой руке- разведённая или вдова.

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек, допускались и некоторые отклонения. Так если вдова строго соблюдала себя- это ценилось, но в тех случаях если она была бездетная, привечала мужчин, это общественностью морально не обсуждалось.

И когда в станице жили одна-две весёлые вдовушки, то на такое вольности смотрели сквозь пальцы.

Казачками становились не только от рождения, когда казак женился на крестьянке, отбитой в бою половчанке, захваченной черкеске, или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки, женская община брала её под своё покровительство и «вживаться» в свою среду. Но ещё раз можно утверждать, что ни какого   «закрепощения» казачек не было, так как их мужья годами отсутствовали дома. Точно так, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу, мужа, братьев, сыновей. К стати, а ведь деятельность армейских органов, снабжения, тыла, где казачки принимали самое активное участие, тоже всегда считалось воинской службой, пусть не боевой. По этому если разобраться , то труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы, не строевой, не боевой но в понимании воинов Христовых. И когда в настоящее время часто задают вопрос? Почему сейчас казачки носят воинскую казачью форму- ведь они женщины, ответ простой, они по праву заслужили этой чести быть наравне с казаком. В истории известны случаи когда атаманом станицы казаки избирали женщину, за её храбрость , умение найти выход из трудных  и сложных ситуаций. В Общероссийской Общественно Организации «Союз казаков» учреждена медаль «Слава женщине казачке», которой награждают казачек за Веру, Любовь и Терпение. Первыми лауреатами этих высоких наград в станице «Назаровской» стали казачки: Арефьева У.Н., Дутко Т.В., Евстратенко И.А., Трифонова Г.М, Арефьева Е.А., Савина Е.А.. Сегодня станичное общество пополнилось новыми казачками, которые достойно проявили себя во всех сферах  деятельности станицы.

В канун Международного Женского дня — 8 Марта, мы ещё раз хотим подтвердить искренность наших намерений и уважения к женщине, за их вклад  и заслуги перед обществом, который не возможно  измерить и оценить ни какими материальными благами.

Дорогие мужчины! Братья казаки! Берегите своих женщин, балуйте, дарите им цветы и подарки круглый год, а  не только 8 Марта и ваше внимание обязательно  обернётся вам сторицей!!!.

 

Атаман станицы «Назаровская»

Подъесаул                             Б.Б.Арефьев