О. ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ БЕЗНАДЕЖНО УСТАРЕЛ

О. ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ БЕЗНАДЕЖНО УСТАРЕЛ

Об очередном лживом интервью «церковного власовца» либеральному порталу «Правмир»

Протодиакон Владимир Василик

Проблемы церковной жизни Власов Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?

04.01.2021 275

 

 

На либеральном портале «Правмир» вышло пространное интервью с «церковным власовцем» протоиереем Георгием Митрофановым.

Высказывания протоиерея Георгия Митрофанова проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Интервью протоиерея Георгия Митрофанова оставило в моей душе достаточно тягостное впечатление.

Во-первых, интервью мне напоминает известное французское высказывание: «Они ничему не научились и ничего не забыли».

Протоиерей Георгий Митрофанов как-то забыл, что на дворе не 90-ые годы. Мир изменился. Кардинально. И даже с точки зрения чистой конъюнктуры его мысли безнадежно устарели. И никому не нужны, кроме секты его поклонников.

Во-вторых, с точки зрения истины его слова не являются правдой. Если бы он не являлся носителем протоиерейского сана, я бы высказался жёстче. Скажу только, что он говорит ложь.

Начнём с его мысли, что европеизация равна христианизации. Он ссылается на пример Петра Великого, который обратил нас к Европе, европейским ценностям и одновременно к Христианству. Однако многие оспаривают христианский характер деятельности Петра Великого. Оставим эти споры в стороне.

А главное, что Европа, к которой обращался Петр I, была принципиально иной. Европа конца 17 века всё ещё была христианской: Европа Исаака Ньютона, с величайшим благоговением почитавшая Бога, Европа Даниэля Дефо с его христианским романом «Робинзон Крузо», Европа Готфрида Лейбница. У той Европы ещё было, что брать, если не в религиозном, то хотя бы в философском плане.

Нынешняя Европа официально объявила себя постхристианской. Нынешняя Европа официально узаконила содомский разврат и языческие нравы, языческую эвтаназию — убийство беззащитных людей. Нынешняя Европа поставила во главу угла анархическую свободу падшего человека с его страстями и похотями. И с этой Европой у Христианства по определению не может быть ничего общего. Да, в Европе ещё есть христиане. Да, ещё кое-где пугливо высказываются христианские взгляды, но они всё более и более загоняются в подполье.

Характерен сравнительно недавний скандал, о котором говорил в своем комментарии известный политолог и эксперт Сергей Михеев относительно запрета на слово «христианский» в сборе помощи восточным христианам. Об этом объявила государственная телерадиокомпания Франции. Извините, но если для отца Митрофанова подобная Европа является синоним Христианства, то встаёт вопрос о его понимании Христианства.

Далее он возвестил, что Русская Церковь была свободна только три раза в своей истории: в первые века монгольского нашествия; с февраля по октябрь 1917 года; во время правления Ельцина.

Во-первых, это всё ложь. Церковь по определению не могла быть свободной, когда русским митрополитам приходилось ездить в Сарай, выклянчивать ярлыки у монгольских ханов, молиться за них, поминать их на Литургии, хотя они не были христианами.

Во-вторых, Русская Церковь не могла быть свободной и от великих князей. И тот же митрополит Кирилл ничего не делал без советования с Александром Невским. И это понятно и разумно. Если князь отвечал за благополучие Церкви, то он имел полноценный голос в церковных делах. Отметим, что князья временами злоупотребляли своей властью. Тот же Михаил Ярославович натравил Тверского епископа Андрея на митрополита Московского Петра. А с другой стороны, например, митрополит Феогност наложил на псковичей церковное отлучение, когда они приняли изгнанного татарами Александра Тверского. Где же тут свобода?

Епископы во времена Временного правительства стонали от диктата князя Львова, который на поверку сразу оказался куда тяжелее даже диктата Царской эпохи.

Святейшему Патриарху Алексию так и не удалось наложить церковное запрещение на виновников расстрела Белого дома 1993 года. И о многом Церкви приходилось молчать. Полной свободы не было – это миф и фантастика.

А если допустим на минуту, что протоиерей Георгий Митрофанов прав, то у любого верующего и не очень верующего человека возникает вопрос: зачем такая свобода Церкви, если она связана с гибелью нашей Родины, с неисчислимыми страданиями нашего народа? Ведь известно, чем мы заплатили за монгольское иго – десятками тысяч убитых, сотнями тысяч уведенных в рабство, огромными территориальными, экономическими и духовными потерями.

Кстати, протоиерей Георгий Митрофанов противоречит сам себе, когда говорит о свободе Церкви и православном каганате под пятой Орды. Это что? Церковная свобода? Но это так – к слову. Монгольское иго явилось временем тяжелейших потерь и огромных страданий для Руси. Слава Богу, что русский человек сделал правильные выводы, в том числе государственного порядка: научился ценить единство государства, его мощь и в то же время понял, что государственная жизнь должна быть христианской.

Возьмем второе: Мартобрь 1917 года. Развал страны, позорное военное поражение, помножившее на ноль жертвы Первой мировой войны – более миллиона человек, огромные усилия и потери, пролог к страшной Гражданской войне, репрессиям, голоду, страшным эпидемиям. Зато, де, Церковь свободна.

И, наконец, ельцинский режим, в результате которого мы потеряли 60% национального достояния. Для сравнения: в Великую Отечественную войну – 40%. В целом из-за ельцинских реформ мы потеряли 15 миллионов населения – больше, чем в Гражданскую войну. Зато, де, Церковь свободна!

И у неверующего человека может возникнуть мысль, навеянная такими митрофановыми: зачем нужна такая Церковь, если её свобода связана с гибелью государства? Есть и ещё одна мысль: не права ли была советская власть, которая преследовала Церковь? Слава Богу, что Митрофанов лжёт.

И Церковь, по крайней мере в лице её лучших представителей, всегда старалась быть со своим народом. И разделять, по словам Святейшего Патриарха Алексия, и его горести, и радоваться его радостями.

Высказывания протоиерея Георгия Митрофанова по церковно-государственным вопросам как раз объясняют то, почему нас многие не любят: именно из-за вот таких любителей выстраивать свою свободу на чужих страданиях и бедах. Когда в 2009 году герой Афганистана Борис Подопригора выслушал высказывание Митрофанова о Власове, то сказал следующую фразу, конечно, внутренне противоречивую и в чём-то кощунственную, но понятную: «Слава Богу, что я не крещён!».

И это показывает, что русский человек в Бога верует, но вот с такой Церковью, представляемую такими людьми, он не желает иметь ничего общего. Ибо такие высказывания для Бориса Подопригоры обозначают предательство самых святых понятий, в том числе любви к Родине. И конечно, оправдать подобную фразу Подопригоры невозможно, потому что помимо отца Митрофанова есть и другие священники – патриотичные, которые в том числе проливали кровь на полях сражений – такие, как протоиерей Димитрий Василенков, убитый чеченцами отец Анатолий Чистоусов и многие другие.

К сожалению, в масс-медиа приникают именно митрофановы. Именно им предоставляются ресурсы. И, к сожалению, известны больше всего они.

Следующий момент относительно его отношения к коронавирусу и практике 70 ложечек, которые будто бы исправно кипятятся после Литургии.

С санитарной точки зрения, — это глупость. Извините, разве каждая ложечка подписывается? И конкретно вы будете отыскивать на Литургии ложечку Марьи Ивановны? Или Петра Евгеньевича? Или ещё кого-нибудь? Выкипятить все вирусы по определению не удастся. К тому же механизмы передачи коронавируса до сих пор до конца непонятны. Люди, которые по определению должны были заразиться на моей практике, – не заражались. А те, кто пребывали в глухой изоляции, почему-то погибали от вируса. Всё это таинственно. Все мы ходим под Богом.

Во-первых, с точки зрения благочестия, это является нарушением тех традиций, к которым искони прибегает Церковь. А, во-вторых, показывает страх, тот самый страх, против которого вооружается протоиерей Георгий Митрофанов. Когда он говорит своим прихожанам, что они не могут прикасаться ко Христу и исцеляться от недугов своих. Тем самым он являет то же самое.

Пока мы не дадим должную нравственную оценку таким высказываниям протоиерея Георгия Митрофанова, пока мы не освободимся от этой апологии иудиного греха, пока не вернемся к учению святых отцов и к пониманию того, о чем говорил святитель Филарет (Дроздов) — «плохой гражданин царства земного неблагонадежен и для Царства Небесного», — верить нам не будут.