Победа Хабиба Нурмагомедова

 

 

Победа Хабиба Нурмагомедова над американцем как национальное событие

09.09.2019

И почему не было такого ажиотажа после побед Фёдора Емельяненко и Сергея Ковалёва? …

Все мы радуемся очередной победе действующего чемпиона смешанных боевых искусств в лёгком весе, российского спортсмена из Дагестана Хабиба Нурмагомедова, выступающего под эгидой спортивной

организации UFC, одержанной им 7 сентября над своим очередным сильным соперником американцем Дастином Порье.

Однако, не знаю как кого, а меня не оставляло ощущение какого-то неспортивного ажиотажа по поводу предстоящего боя, навязчивого потока информации со стороны центральных каналов телевидения на эту тему. Некоторые аспекты освещения боя (до, во время и после поединка) были похожи на постановку, откровенный пиар.

Уж больно, например, муссировалась история по поводу конфликта Хабиба с Конором Макгрегором, предыдущим его соперником, у которого российский спортсмен также достойно выиграл. Человеческая реакция Хабиба на оскорбления, которые ему были нанесены стороной Макгрегора, вполне объяснима и, наверное, логична. Но делать из прыжка Нурмагомедова из клетки ринга через высокие металлические заграждения в зал, чтобы «ответить» обидчикам — сомнительный пример для подражания, не имеющий отношения к спорту. Однако смакованием именно этого эпизода занимались центральные электронные СМИ. Кстати, в других целях, но этот же «прием» Хабиб повторил и после боя с Порье. Думается, именно акцентирование на предыдущем «прыжке» заставляет его вновь таким же образом «радовать» зрителей. К чему, зачем? Также была целая серия передач 6 и 7 сентября на ЦТ (1 канал, Россия 1, НТВ) с участием Хабиба и его интервью накануне его матча с Дастином Порье, демонстрация не в меру экзальтированных его болельщиков, многие иные пропагандистские шаги телевидения. Создавалось впечатление, что матч Нурмагомедова с Порье — центральное событие мировой политики последних дней. А это уже ненормально. Далее — про папаху, которая стала отличительным знаком спортсмена. Все хорошо, когда в меру. Ладно бы, если отметили этот факт, так ведь нет — с этой папахой носятся центральные электронные СМИ, как с писаной торбой, превращая головной убор в какой-то жупел.

Итак, несколько дней до боя, день боя и день после боя — только и разговоры о Хабибе. Казалось бы, чего такого. Только радоваться, особенно одержанной победе. Но давайте посмотрим в некотором сопоставлении.

Федор Емельяненко был абсолютным чемпионом, по мнению многих — самый сильный спортсмен единоборств всех народов своего времени. Сейчас уже просто по возрасту он «сошёл». Хотя продолжает спортивную карьеру после перерыва в 2012-2015 годах. Расцвет его достижений, скажем даже, его эпоха, совсем недавняя — с 2002 по 2010 годы. Емельяненко был безусловным мировым лидером, находясь на первом месте по версии издания «MMA.com» и признавался экспертами лучшим бойцом ММА за всю историю спорта. В этот же период он в списках лучших бойцов независимо от весовой категории. А последнее — очень важно для сферы единоборств. Во всяком случае, несравнимо с «легким весом», в котором выступает Нурмагомедов. Но о победах Фёдора, настоящего русского богатыря и скромного человека помнится, лет десять назад, центральные электронные СМИ редко сообщали даже в своих новостных блоках. А победы были волевые и эффектные, весьма зрелищные и показательные. Он побеждал соперников совершенно исполинского вида, порой превосходящих его в весе чуть ли не в два раза. Но о нём информация была дозированной, редко когда проходящей, скажем, по каналам «Россия 1» или Первому каналу телевидения. Многие поединки показывали на НТВ, ну и на спортивных каналах. И то — хорошо. Правда, НТВ транслировал матчи Емельяненко поздно вечером или ночью и то — в записи. «Россия 1» или «Первый канал» (за редчайшим исключением) матчи не транслировали, передачи о нём не делали. Анонсы матчей были скромные, почти незаметные, победы Емельяненко практически не комментировались, а его образ богатыря государственными телеканалами не пропагандировался. А он — человек православный. И чемпионом он был — абсолютным (и в буквальном, и в расширительном смысле этого слова). Вот бы кого действительно представлять в качестве примера для подрастающего поколения!

Тогда аргументация для боёв Фёдора была простой — бои без правил подспудно пропагандируют, мол, агрессию, а потому для массового зрителя больше положенного их показывать не стоит. Именно так отвечали ответственные чиновники и руководители телеканалов на просьбы любителей спорта и поклонников Фёдора о трансляции его матчей по центральным каналам телевидения в смотрибельное время. И сообщалось о победах Фёдора по центральным электронным СМИ — более чем дозировано.

Хорошо. Предположим, что так. Но почему эта аргументация действовала в случае с Емельяненко, а в случае с Нурмагомедым не просто не действует, а демонстрируется обратное отношение, буквально — ажиотаж?

Или совсем недавний боксёрский бой Сергея Ковалева, 24 августа этого года, с Энтони Ярдом, в котором победил Сергей, анонсировался, но куда более скромно, чем бой Нурмагомедова. И о победе Сергея, конечно, сообщали в центральных СМИ, но тоже — куда скромнее, чем о победе Хабиба. А ведь в случае с Сергеем речь идет о боксе, более классическом и популярном виде единоборств. И весовая категория Сергея куда «авторитетнее» категории Хабиба. Как известно, весовая категория имеет значение в единоборствах — чем выше весовая категория, тем престижнее победа.

После боя Хабиб в своей, скажем так, речи словоохотливо говорил на английском, а на русском — поблагодарил всех, кто приехал из России и СНГ, отметил особо культуру Дагестана, Чечни и Ингушетии и всего Северного Кавказа. Ну и вновь поведал про папахи, которые носят «настоящие мужчины». «Женщины у нас папахи не носят, у нас настоящие мужчины носят папахи», — отметил Хабиб.

На мой взгляд, это — продуманная кампания. Такой очевидный двойной стандарт является одной из линий т.н. госнацполитики, формирования «россиянской нации» вместо укрепления понятия и сути русского народа, растворения значения и роли русской культуры для государства. Об этом неоднократно говорил.

С 1993 года Госкомитет по делам федерации и национальностей, затем Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, потом Миграционная служба России, а сегодня Федеральное агентство по делам национальностей, не просто не способствовали единству народов России и национальной справедливости, но делали всё для потакания этническому национализму в национальных республиках России, оправдания потока мигрантов и правовой защиты представителей всех народностей, кроме русских. Продолжается реализация правовых актов и программ, а также практик и методологий, направленных на поддержку всех народов России, кроме русского.

При этом претензий к самому Хабибу Нурмагомедову, конечно, быть не может. Как спортсмен и волевой человек — он молодец. Он также является положительным примером для подрастающего поколения. И даже в том, что отмечает роль Дагестана и своего народа в своих победах — тоже молодец. Вопрос лишь в акцентах, на которые делают упор официальные СМИ. Он, Хабиб, всего лишь говорит то, что считает нужным, демонстрирует те проявления, которые соответствуют его южному темпераменту и полученному в Дагестане воспитанию. А дальше уже пошла работа политтехнологов: расставляются соответствующие акценты, берутся выборочные цитаты, обеспечивается несоразмерная шумиха по незначительным отдельным проявлениям и эпизодам. В режиме полупроводника пропускается то, что способствует пропаганде не основ, сплачивающих общую российскую государственность, а этнических составляющих. Чему мы, с моей точки зрения, и являемся свидетелями относительно освещения событий вокруг Хабиба.

Что-то в случае с Фёдором Емельяненко и Сергеем Ковалёвым, которые отмечали и отмечают именно русскую составляющую в цементировании всего государства, мы видим обратные акценты — очень робкое и скромное представление их мыслей со стороны центральных СМИ.

Вот такая госнацполитика. Вот такие расставляются приоритеты, любые, только не имеющие отношения к духовным скрепам для всех народов России — русской культуре, русскому духу, Православию. А потом эти же «политтехнологи» с удовольствием предоставят слово тем, которые будут нам рассказывать, что, к сожалению, не видят силы русского народа, не замечают проявлений русскости в России. А как же это можно увидеть, если вы же всё и делаете для разрушения государствообразующей роли русского народа?!

Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель