ПОСЯГНУВШИЙ НА ТРЕТИЙ РИМ

ПОСЯГНУВШИЙ НА ТРЕТИЙ РИМ

Митрополит Иларион (Алфеев) известен своими неоднозначными высказываниями о важных общественных и церковных событиях. Одно из запомнившихся было о папе римском Бенедикте XVI, когда его выбрали – владыка Иларион, служивший в то время епископом Венским и Австрийским, приветствовал это избрание статьей с весьма говорящим названием «Habemus Papam!» («У нас есть папа!» – ритуальный возглас при избрании папы римского. – В.М.). 

Полностью эта ритуальная фраза звучит так: «Annuntio vobis gaudium magnum: habemus Papam – Eminentissimum ac Reverendissimum Dominum, Dominum (имя), Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinalem, (фамилия), qui sibi nomen imposuit (новое имя папы)». В переводе на русский это значит: «Объявляю вам великую радость: у нас есть папа – преосвященнейший и достопочтеннейший господин, господин (имя), кардинал Святой Римской Церкви (фамилия), который принял себе имя (новое имя папы)». Эту формулировку возвещает кардинал-протодьякон с центрального балкона Собора Святого Петра. 
Странно, что, будучи епископом Русской Православной Церкви, а не кардиналом римской еретической религиозной организации, владыка Иларион выбрал для своей статьи такой вызывающий заголовок из такой сакраментальной фразы. 
Другое высказывание – уже о светских, исторических событиях – владыка посвятил роли И.В. Сталина в Великой Отечественной войне, объясняя популярность Верховного главнокомандующего культом его личности и призывая этот культ «не возрождать». Как известно, Сталин был фактическим воссоздателем РПЦ МП в 1943 году (его роль в процессе возрождения Православной Церкви в СССР высоко оценивал Святейший Патриарх Алексий I), а вот словосочетание «культ личности», использованное владыкой Иларионом, придумал Никита Хрущев, известный своим богоборчеством и разрушением православных храмов. 
Перефразировав немного известную поговорку, можно сказать: «Скажи мне, чьим лексиконом ты пользуешься, и я скажу, кто ты». Как видим, владыка Иларион пользуется лексиконом католиков-еретиков и богоборцев-троцкистов. Язык – он многое может сообщить о человеке, даже помимо его воли. В эту же «копилочку» можно положить и высказывание владыки об использовании современного русского языка в богослужении. 
Но речь, собственно говоря, не об этом. Еще весной этого года, готовясь к поездке в Грецию, митрополит Иларион дал интервью афинской газете «Катимерини», выходящей на греческом и английском (англоязычная версия газеты распространяется в США). Перевод интервью на русский язык достиг просторов Рунета совсем недавно и, вероятно, неожиданно для самого владыки и возглавляемого им Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (который и распространил перевод), вызвал возмущенный отклик у многих православных людей и СМИ. Отвечая журналисту на вопрос о так называемой Пентархии (Пяти Патриархах Вселенской Православной Церкви), владыка Иларион внезапно припомнил доктрину, известную каждому православному под названием «Москва – Третий Рим». Иерарх Русской Православной Церкви (и член руководящих органов Всемирного Совета Церквей и других экуменических организаций. – В.М.) заявил, что эта «теория» «не имеет для нас (для «нас» – это для кого? – В.М.) какого-либо значения в настоящем». Причем к самому вопросу, на который митрополит давал ответ, эта доктрина, на первый взгляд, не имела никакого отношения. Вот это место из интервью: 

«– В первые века Церкви вместе с институтом Пентархии епископы пяти городов воплощали собой пять богословских течений или школ. А в наше время, что именно воплощают национальные Патриархаты в жизни Церкви? 
– Я не хотел бы сейчас подробно касаться теории так называемой «Пентархии». Эта теория имела светское происхождение и, как и все подобные церковно-политические теории, никогда не касалась сердцевины Православной веры (точно так же, как теория «Третьего Рима», в свое время имевшая популярность на Руси, не имеет для нас какого-либо значения в настоящем)». 

Надо сказать, что у митрополита Илариона есть в этом вопросе высокопоставленный единомышленник: не так давно патриарх константинопольский Варфоломей назвал доктрину «Москва – Третий Рим» «глупой, высокомерной, и нечестивой», и «абсолютно не приемлемой для Православной Церкви». Что, учитывая реноме константинопольского патриарха среди православных, весьма показательно. Попасть в одну компанию с Варфоломеем, да еще и по такому поводу, – врагу не пожелаешь. Согласится ли с этим русский православный человек? 
Доктрина «Москва – Третий Рим» имеет для русского православного человека основополагающее значение. Оно связано с тем, что в момент возникновения этой доктрины (общепринято считать, что она по­явилась в конце XV века. – В.М.), во-первых, формирующееся Русское централизованное государство оказалось единственным в мире независимым православным государством с Великим князем (а потом и царем. – В.М.) во главе; во-вторых, именно в это время православные ожидали (в связи с окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира) Второго пришествия Христова. 
Слова о том, что «Россия – Третий Рим» освятили установление Патриаршества на Руси в правление сына Ивана Грозного, царя Федора Ивановича: в Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Вселенского Константинопольского патриарха Иеремии II упоминается «великое Российское царствие, Третей Рим». Но еще прежде того в 1547 году как результат развития доктрины «Москва – Третий Рим» возложил на себя царский титул и миссию вселенского христианского императора первый русский царь Иван Грозный. 
Доктрина «Москва – Третий Рим» неразрывно связана с Российской государственностью, она как идеологический и духовный фундамент легла в основу Русского царства и Русской цивилизации (между прочим, владыка Иларион – член попечительского совета фонда «Русский мир» и не странно ли, что он рубит даже не сук, а целый ствол, на котором этот Русский мир держится, подрывает его основы?). Доктрина «Москва – Третий Рим» стала нитью, сшившей лоскуты русских княжеств в единое централизованное государство. Отказ от нее – не просто отказ от мессианской религиозной идеи, но и прямой путь к политическому сепаратизму коренных русских областей – северо-запада и Поморья, Сибири и Урала, я уж не говорю о республиках Поволжья. Говорить о том, что эта доктрина в настоящее время не имеет значения – значит, либо не понимать исторических процессов и исторического момента, либо… Опасно выдергивать самую старую и главную основу из всей российской государственной конструкции. Даже столь нелюбимый владыкой Иларионом Иосиф Виссарионович вернулся от интернационализма к мессианизму и избранничеству России – пусть и в ярко-красном, революционном цвете, но наша страна осталась путеводной звездой для всего мира, пока предатели, дураки и крысы не развалили великий Союз народов Третьего Рима в 1991 году. 
По православному учению о государстве, в мире может быть только одна христианская империя. Ромейская (Византийская) империя пала в 1453 году, вскоре после заключения с католиками Флорентийской унии, по которой власть в Православной Церкви переходила к римскому еретическому епископу. Для православного человека была очевидна взаимосвязь измены константинопольского патриарха и византийского императора православию и гибель Второго Рима (Константинополя) под ударами турок. 
Первый Рим – католический – отпал от православия еще в XI веке. Таким образом, в конце XV века в мире не осталось ни православной империи, ни независимого православного государства, кроме России. Русским правителям и русскому народу пришлось взять миссию православной власти (империум) на себя. Москва стала Третьим Римом. И остается им до сих пор, несмотря ни на что. 
Второе, что надо отметить, – Москва для русских стала не только Третьим Римом, но и последним, то есть свою миссию Россия должна была выполнять до (как тогда думали близкого. – В.М.) Второго пришествия Христа. 
Теперь давайте подумаем, при каких условиях доктрина «Москва – Третий Рим» может утратить свою актуальность? 
Во-первых, если мы перестанем быть православной страной. Во-вторых, если наступит так называемый конец света. 
Что же хотел сказать митрополит Иларион, утверждая, что сейчас «эта теория не имеет для нас никакого значения»? Что наша страна, наш народ, наши вожди и иерархи перестали быть православными, как перестали ими быть константинопольские патриарх и император в XV веке? Или что конец света уже наступил, Армагеддон отгремел, Второе пришествие свершилось и мы проживаем в Царствии Христовом, сменившем наш Третий Рим? Или взгляд митрополита Илариона на «эту теорию» (а заодно на «эту страну». – В.М.) – это взгляд европейца откуда-то из Центральной Европы, скажем, из Вены, Оксфорда (где владыка получил степень доктора философии. – В.М.), или и вовсе из самого Рима, столь часто им посещаемого? Действительно, с точки зрения «цивилизованного европейца», русские «схизматики» никакого права называться Римом, да еще Третьим, не имеют. Рим для европейца бывает только первой и единственной свежести. (Видимо, не зря протоиерей Валентин Асмус заметил «намеки на католическое учение о первенстве папы» в трудах тогда еще иеромонаха Илариона, а православный француз доктор богословия Жан-Клод Ларше и вовсе посчитал, что во взглядах митрополита присутствует униатство. – В.М.) Поэтому все разговоры о Москве как о Третьем Риме, как о центре мирового Христианства для таких людей, как Григорий Валерьевич Алфеев, не актуальны. Для него актуален «православно-католический альянс», к которому он призывает с 2006 года. Альянс, которому Москва как Третий Рим только помеха. 
И вот еще об отношении к своей Родине: среди многочисленных наград митрополита Илариона есть литовская медаль памяти 13 января. Он получил ее 4 марта 1992 г. В положении об этой награде сказано: «Медалью награждаются литовские и иностранные граждане за защиту свободы и независимости Литвы в январе–сентябре 1991 года». Если кто подзабыл: 13 января 1991 года в Вильнюсе литовскими националистами была совершена провокация, ставшая одним из важных рубежей в развале нашей большой Родины – СССР. Что сделал митрополит Иларион, чтобы заслужить одну из самых первых и важных наград «независимой» националистической Литвы? Из других наград стоит отметить медаль «За заслуги в области толерантности», которой владыку наградила Экуменическая организация толерантности в 2013 году. 
Вот теперь мы понимаем, кого имел в виду господин Алфеев, когда говорил, что «для нас» «теория «Третьего Рима», в свое время имевшая популярность на Руси, не имеет какого-либо значения в настоящем». Для «них», но не для нас, православных русских людей.

Вячеслав МАНЯГИН