Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого

Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого

Толерантность
Русская школа / 16.07.2019


Горькая реплика о региональной воспитательной политике …

На днях сотрудница регионального института развития образования обратилась ко мне с просьбой срочно помочь ей по требованию отдела воспитания регионального министерства образования в пожарном порядке представить ей почему-то три (!) предложения по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма. Будем честными, молодёжный экстремизм (и политический, и религиозный, и национальный, и социально-протестный) в нашем Отечестве расцветают и набирают силу, несмотря на все профилактические усилия. То футбольные фанаты кого-то избивают, то бесчинствуют татуированные подростки в майках с символикой молодёжных банд, то в приморском Геленджике подростки устроили ночной погром кинотеатра в центре города. Коль вся эта мерзость прогрессирует, то тревога региональных властей понятна и оправданна.

Общаясь на курсах повышения квалификации с сегодняшними учителями, школьными психологами, социальными педагогами и заместителями директоров школ по воспитательной работе, понимаешь, что они тоже в наибольшей степени озабочены геометрически нарастающими социальными проблемами и болезнями, стремительно поражающими подростков и молодёжь. Подростковая и молодёжная наркомания, алкоголизм, ранние беременности, всплеск немотивированных самоубийств, неокриминализация, экстремизация молодёжи стали обыденными явлениями. А воспитательная работа сводится, как правило, к профилактике этих социальных болячек  в виде неких профилактических мероприятий (бесед, классных часов, разовых акций и развешивания социальных плакатов типа «антинарко», «антиСПИД», «антитеррор» и т.д.). Эффективность этих мероприятий, как правило, ничтожна и напоминает действия неквалифицированного врача, пытающегося лечить серьёзные глубокие системные заболевания пациента путём борьбы с внешними проявлениями заболевания в виде прыщей и сыпи. Между тем внешние проявления молодёжных социальных проблем порождены серьёзными и глубокими системными социальными болезнями, которые разовыми поверхностными профилактическими мероприятиями не лечатся.

Поскольку меня ограничили тремя предложениями, я постарался вложить в них, на мой взгляд, самое существенное, с чего следует начать эту работу. Они таковы.

1. Отказаться от провоцирующей пропаганды толерантности, мультикультурализма и конфессиональной и этнической лояльности как установкам, противоречащим Стратегии национальной безопасности России, принятой в декабре 2015 года, и перестать безумно и бесконечно муссировать тему терроризма, экстремизма и радикализма как провоцирующую эти мерзости.

2. Вместо этого вести воспитательную политику на основе прививания детям и молодёжи чувств уважения и дружбы к людям иных национальностей и иных традиционных (!) вероисповеданий. Основываться эта воспитательная политика должна на едином фундаменте, имя которому общероссийский патриотизм. Организационно это проще всего делать через создание сети клубов интернациональной дружбы и центров национальных культур.

3. И наконец-то 90% сил, времени и денег следует тратить на пропаганду и взращивание добродетелей и традиционных ценностей, а не на профилактику мерзостей и пороков, в результате чего эта профилактика превращается в их рекламу, ибо любой порок имеет свойства привлекательности, приятности и лёгкости в усвоении.

Любая другая воспитательная политика приведёт только к ухудшению ситуации.

Что мы получили в ответ? «Это не то». «Это нельзя показывать». «Это вызовет гнев высшего руководства».

А потом я заглянул на сайт регионального министерства и загрустил, увидев перечень рубрик в разделе «Воспитательная работа». Вот только некоторые: «Профилактическая работа», «Нормативно-правовые документы», «Антинарко», «Безопасность образовательных учреждений» «Гражданское население в противодействии терроризму». Не спорю, об этом должна идти речь. Но отсутствие рубрик о духовно-нравственном воспитании, о трудовом воспитании, о межнациональном и межконфессиональном воспитании вызывает недоумение и тревогу. Патриотическое воспитание сводится к рубрике «Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы».

Как будто не было слов Президента страны о традиционных ценностях, как будто не была принята Стратегия национальной безопасности с её утверждением, что «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

А мы всё бесконечно про антинарко, антиСПИД, антитеррор, антиэкстремизм, антисуицид. Может всё-таки пора сместить доминанту на утверждение доброго и светлого. Сколько можно ежедневно о мерзостях? Они ведь от этого торжествуют и утверждаются в своей неуничтожимости.

 

Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Института развития образования Краснодарского края, Екатеринодарской духовной семинарии