Пять наставлений старца Паисия Святогорца

v

Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца

Старец  Паисий  Святогорец,

18.07.2019

12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме около 67 года. В Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне с давних времен хранится частица мощей святого первоверховного апостола Петра. В этот день отмечает панигир монастырь Каракал, главный собор которого возведен в честь святых апостолов Петра и Павла.

В день памяти апостолов Петра и Павла почил известный афонский подвижник преподобный старец Паисий Святогорец (Эзнепидис; 1924-1994).

 

Данный праздник первоверховных апостолов является и призывом к миссионерству, проповеди. Церковь учит задуматься о том, что христиане должны помогать обрести веру и спасение и своим окружающим — сродникам, близким и знакомым, подобно первоверховным апостолам, которые неустанно проповедовали и благовествовали учение Христа людям.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала пять поучений преподобного Паисия Святогорца о том, какой должна быть проповедь.

 

1. Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Потому и видишь, что если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей.

— А если, Геронда, слушающий или читающий имеет доброе расположение?

— Э, тогда он уже имеет божественную Благодать и пользу получает именно поэтому. Однако тот, у кого нет доброго расположения, станет разбирать сказанное проповедником и никакой пользы не получит. Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд.

 

2. Добрый пример говорит сам за себя. И тогда люди подражают добру, которое они видят, и исправляются. Не стяжав духовного богатства, необходимого для того, чтобы жить на «духовные проценты» в случаях, когда нам придется [духовно] «даром» работать на других, мы будем самыми несчастными и достойными сожаления людьми. Поэтому не надо считать пустой тратой времени работу над собой — какой бы эта работа ни была: краткой, долгой или постоянной — пожизненной. Ведь это таинственное делание обладает свойством совершать таинственную проповедь слова Божия в душах людей. Облагодатствованный человек Божий передает божественную Благодать другим и изменяет людей плотских. Освобождая их от рабства страстей, он тем самым приближает их к Богу, и они спасаются.

 

3. Проповедуют многие, но немногие вызывают у людей доверие к себе, поскольку их жизнь не соответствует их словам.

 

4. Некоторые говорили старцу: «Вот вы, монахи, сидите здесь, в пустынном месте, только молитесь. Не лучше ли вам в это трудное время, когда Церковь беспокоят разделения, нападки от врагов внешних и внутренних, вести активный образ жизни — словом, проповедью, делом помогать своей Церкви?» На это отец Паисий отвечал, приводя пример: «Вот радист какой-то огневой точки сидит в тихом, безмолвном месте, настраивается на волну, пытается связаться с Центром. Вдруг приходят товарищи его и говорят: «Оставь свою рацию, бесполезно, возьми винтовку и иди в общий строй — враги окружают». Если он послушает, то пойдет и будет одной боевой единицей — и только. Если же он пребудет в терпении возле рации и свяжется с Центром, то вызовет большие силы авиации, и враг будет подавлен и разбит. Применяйте этот пример в духовном смысле и к нашему монашеству афонскому».

 

5. Большим злом является сухое богословие, когда мы богословствуем умом и представляем свой ум Духом Святым. Это называется мозгословием, которое порождает вавилонское столпотворение, в то время как в богословии существует множество языков (множество дарований), но все языки согласны между собой, потому что у них один хозяин — Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, и эти языки — огненные. Тот, кто пренебрегает божественным просвещением и отдает предпочтение уму, составляя красивые проповеди с помощью красивых слов, сродни арианам, которые верили, что Христос является творением Божиим. Мы же, православные, веруем и исповедуем, что Слово Божие не создано, но рождено «от Отца прежде всех век», и воплотилось «от Духа Свята» и Девы Марии, и принесло спасение миру. Слово ума не изменяет души, потому что является плотью. Но Слово Божие, которое рождается от Святого Духа, имеет божественную благодать и изменяет души. Дух Святой не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки. Дух Святой нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки. Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом. Благодать Божия притягивает людей, как магнит притягивает железо. Ум сам по себе является ненамагниченной железной палкой, которая стучит по железкам, чтобы они прилепились к ней, а они только деформируются и не пристают.

Использование материалов возможно

при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Источник: http://afonit.info/biblioteka/afonskie-nastavleniya/tsel-v-tom-chtoby-pravoslavno-zhit-a-ne-prosto-pravoslavno-govorit-pyat-nastavlenij-startsa-paisiya-svyatogortsa-o-propovedi

v