РАЗЛИВШИЙ МОРЕ СЛЕЗ И КРОВИ

 

РАЗЛИВШИЙ МОРЕ СЛЕЗ И КРОВИ 
Краткая биография митрополита Андрея Шептицкого

Митрополит Галицкий Андрей управлял Католической Церковью Украины (КЦУ, затем стала называться Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ)) 45 лет. У иерарха КЦУ графского рода были собственные банки, заводы, фабрики, нефтеперерабатывающее предприятие, он был крупнейшим землевладельцем. 
Планы у графа-иерарха были поболее, чем у Наполеона, например: стать гетманом или князем Украины, да при этом еще и патриархом Украины и России. Это должно было привести к переходу в унию (в католицизм восточного обряда) православных верующих не только в Малороссии, но и во всей России.

В подражание папе римскому Шептицкого при жизни называли «князем Церкви», а его резиденцию во Львове, по аналогии с Ватиканским или Вашингтонским «градом на холме», называли Свято-Юрской горой! Вот так, ни мало ни много. Также при его жизни улицы в городах Галиции, гражданские здания, общественные организации и т.д. назвали в его честь. 
Тщеславие настолько взорвало ему голову, что по прямой указке митрополита Шептицкого ему еще при жизни ставили памятники. Это стал первый украинский памятник во Львове. 
Но этого Шептицкому было мало! Он «памятник воздвиг себе» вполне уж рукотворный второй раз. Его установили во дворе Национального музея в сентябре 1935 года по случаю 70-летия его основателя – митрополита Шептицкого. Уточняю, чтобы было понятно: «святой отец» в здании, которое находится в его собственности, устанавливает себе памятник! 
Первый памятник был уничтожен в 1939 г. галичанами, которые входили в состав Красной армии, а второй «бесследно исчез» в 1947 году. 
Будущий глава КЦУ (УГКЦ) в 1888 г. принимает монашество, быстро растет по карьерной лестнице, так что уже с 17 декабря 1900 года, в 30-летнем возрасте, становится митрополитом Галицким, архиепископом Львовским и епископом Каменец-Подольским. На его правление припадает четыре власти. 
А. Шептицкиий вначале, как занял митрополичью кафедру, имел русофильские взгляды и не называл галичан украинцами. 
При императоре Франце Иосифе I, когда митрополия входила в состав Королевства Галиции и Лодомерии (часть Австо-Венгерской империи), Шептицкий в 1899 г. был назначен императором епископом Станиславовским (сейчас это Ивано-Франковск (Украина)). Поэтому он воспевает Францу Иосифу дифирамбы, даже тогда, когда Львов был освобожден русскими. 
В Галиции и на Закарпатской Руси набирает силу русофильское и славянофильское движение. С его появлением происходит массовое возращение униатов в православие. В такой ситуации политика дома Габсбургов – это русофобия и православнофобия. 
Франц Иосиф I вместе с католическим и грекоатолическим епископатом во главе с митрополитом Шептицким устраивают массовый террор и геноцид русофильствующим галичанам (русским), русинам Закарпатья и всем, кто им сочувствовал или хотя бы был лоялен к русским. В полный ход вступил проект «Украина», формирование новой нации – украинец. 
Начались первые суды над русофильствующими как над неблагонадежными гражданами Австрии – это Мармарош-Сиготский процесс 1904 года. Начиная с 1914 г. на территории Галиции стали создаваться первые в Европе концлагеря для русских: Телергоф, Терезин, Куфштейн, Шпильберг, Гмюнд и Гнав, и др. Более 120 тысяч руских были физически уничтожены Австро-Венгрией в начале ХХ века. Конц­лагеря были предназначены только для русских: если записываешься українцем, то тебя отпускают – вот так формировалась украинская нация. 
В начале объявления войны Австрией России А. Шептицкий активно взялся за агитацию галичан на войну против России. Ведь в случае победы над Россией он рассчитывал стать патриархом Руси! А православное духовенство и епископство, не приверженное идеи украинства-унии, уничтожить! 
Русские освободили Львов в 1914 г. Иерарх демонстративно проклял тех, кто приветствовал приход русских войск, и призвал галичан бороться за веру и австрийского императора. За что был впоследствии арестован и выслан в почетную ссылку, где на его содержание тратилась по тем меркам колоссальная сумма. 
Грекокатолический глава кого проклял, к тому (царю Николаю Второму) вдруг пишет письмо (Киев, 1914 г.). Как указывал в нем Шептицкий по поводу «успехов российской армии и воссоединения Галичины с Россией, за что трехмиллионное население Галичины с радостью приветствует российских солдат, как своих братьев». 
Прочитав письмо Шептицкого, Государь Николай II на полях письма дал лаконичный ответ: «Аспид». 
План по отрыву Украины, привитию русофобии народу, уничтожению Православия был обнаружен в тайнике под Свято-Юрским собором во Львове в феврале 1915 г. 27 июля 1916 г. министр внутренних дел Штюрмерг направил Николаю II донесение по поводу обнаруженного документа. В связи с этим последовала еще одна резолюция Государя в адрес Шептицкого: «Какой мерзавец!». 
Временное правительство в 1917 году освобождает Шептицкого. 
После развала Австрийской и Российской империй на землях Галичины зарождается Западно-Украинская Народная Республика (ЗУПР), просуществовавшая до оккупировации Западной Украины польскими войсками один год. Оккупация была трагична для населения: возникали бунты, которые поляки жестоко подавляли, осуществлялись геноцид и этноцид населения. Массово уничтожались православные храмы. В этих условиях зарождаются два общественных направления: одни тяготели к самостоятельности, другие – к большевицкой России. 
Надежды Шептицкого рухнули: он уже не станет патриархом Руси с помощью династии Гасбургов, нет уже стабильного и предсказуемого хозяина у холопов. Поляки – это колонизаторы, а коммунисты (читай – Россия. – О.Т.) – это враг пап римских. Поэтому Шептицкий вновь ставит «пешку» в политической игре на русофобию и сотрудничество с Германией. 
В 1929 г. Ватикан заключил конкордат (соглашение) с фашистской Италией. Так оформился союз верхушки католической церкви и фашизма. Союз этот не только католический, но и политический. 
30 января 1933 г. Гитлер стал рейхсканцлером. Назначение состоялось под влиянием Ватикана, а летом того же года Ватикан, в лице госсекретаря Эудженио Пачелли, заключил конкордат с фашистской Германией. У обеих сторон общей стала ставка на униатов-националистов. 
С благословения Шептицкого создается широкая сеть резидентов как в Германии, так и в Польше, диверсионные группы для борьбы с «жидо-большевицкой Россией». С 1934 г. резиденцией ОУН (деятельность организации запрещена в РФ. – Ред.) становится Берлин. Германия экипирует украинских националистов, снабжает их оружием, боеприпасами, взрывчаткой. Идеологически ОУН (деятельность организации запрещена в РФ. – Ред.) все больше становится фашистской организацией. 
Ненависть к «москалям», евреям и полякам униаты с детства взращивали в своих подопечных. 
С освобождением Западной Украины и Западной Белоруссии и их добровольным воссоединением с Советской Украиной и Советской Белоруссией в 1939 г. господство Ватикана в западных землях рухнуло. 
Митрополита Андрея в 1939–1941 гг. власти не трогали совсем: никого не арестовали из кафедрального клира и прислуги владыки, дом его оставили в полной неприкосновенности. Отношение к УГКЦ новый режим формировал исходя из своих неотъемлемых принципов воинственного атеизма, которые он воплощал здесь всего лишь немного осторожнее, чем на остальных территориях Советского Союза. 
На территории УССР немецкая разведка пользовалась услугами униатской церкови. При активном содействии митрополита А. Шептицкого и его коадъютора И. Слипого униатские храмы и монастыри превратились в склады оружия; дома священников и кельи монахов – в явочные пункты, где всегда находили приют бандитские группы, вожаки и связные украинского националистического подполья. 
Шептицкий стал заигрывать с совесткой властью, стремиться получить ее благосклонность. 
Гитлера Шептицкий ожидал как Спасителя, и это не приувеличение. Вот она Германия, «цвет человечества»!.. После потерянного австрийского хозяина Франца Иосифа для холопов появился новый фашистский хозяин! 
Митрополит 1 июля 1941 г. издает «Пастырское письмо к Украискому народу», в котором содержатся следующие слова: «Победоносную Немецкую армию привествуем как свободительницу от врага. Установленной власти придаемся прилежно послушанию». 
Как сообщал пленный гитлеровский подполковник Айкерн: «Митрополит граф Шептицкий был настроен профашистски, предоставил свой дом в распоряжение для абвер-команды, хотя этот дом и не был конфискован немецкой военной властью» (ЦДАГОУ, ф. 57, оп. 1, справа 338, с. 241–250. – О.Т.) 
По благословению главы бандеро-униаты приступили к решению двух важных задач: геноцид поляков, евреев и уничтожение коммунистов. По цепи националистического подполья передавалась команда: «Поднимай восстание, убивай, жги, уничтожай! Ни один советский человек не должен уйти из Галиции живым!». 
В первые дни во Львове была уничтожена вся польская интелегенция, в общей сложности в западной части УССР, по подсчетам разных истоиков, было уничтожено около 120 тыс. поляков – граждан СССР. 
При правлении Гасбургов у А. Шептицкого были довольно хорошие отношения с еврейскими банкирами, с ними он даже имел общий нетфтяной бизнес. У митрополита были прекрасные христианские намерения миссии по масштабному крещению евреев в Галичине. Но когда пришла фашистская власть, вдруг «Божье благоволение христианского митрополита» поменялось к ним. Униатская церковь стала холуйской служкой Гитлера, действуя в духе расовой евгеники (расовой гигиены) Третьего рейха. В газетах УГКЦ массово появляются статьи, разжигающие ненависть к евреям, которые во всем виноваты. 
Униатские священники превзошли по своей жестокости пастырей нацистской Германии. И более того, даже уму непостижимо: в церковных изданиях идут инструкции, запрещающие крестить евреев и объясняющие, как выявить утаившегося еврея. Если таковые есть в числе паствы, то парох (священник настоятель в УГКЦ) обязан их привести в гестапо на растрел. Растреливали также и священников, которые крестили евреев. Об этом более подробно описывается в моей фундаментальной статье «Какая церковь антисимитская?». 
За весь период пастырской опеки митрополита А. Шептицкого под его руководством на оккупированной УССР и БССР было уничтожено грекокатоликами: во Львской обл. – 302 тыс. человек, Тернопольской обл. – 132 тыс., Ивано-Франковской обл.– 132 тыс., Волынской обл. – 109 тыс. человек. Общее число убитых украинских евреев (с учетом убитых в плену и эвакуации на территории оккупированной России. – О.Т.) А.И. Кругловым и Д. Полем оценивается в 1,5–1,6 млн человек. 
В августе 1942 г. глава Украинской креко-католической церкви в своем послании к пастве благословил украинцев-униатов трудиться на благо Третьего рейха в воскресные и праздничные дни. Униатская церковь также помогала проводить у сельского населения реквизиции продовольствия и сырья для нужд германской армии. Тех, кто не укладывался в срок или не хотел сдавать продукты, по указанию местного грекоатолического священника расстреливала приходившая карающая команда полицаев. 
Священнки создают приходские комиссии по сбору добровольцев. Для этого в храмах звучат проповеди-агитации. Тех, кто отказывался, отлучали от церкви, проклиная на вечные муки. 
Прославился Шептицкий и тем, что отдал на переплавку церковные колокола для «победоностной Немецкой армии» выдал указ работать во благо Германии по празникам и в воскресенье. Писал пастырские послания для молодежи, чтобы она отправлялась добросовесно работать на германских предприятиях и в концлагерях. 
Митроплит А. Шептицкий не только воспевал «доблесную Немецкую армию», отсылал на работу в лагерая в Германию галицкую и волынскую молодежь, но и предоставил нечто мистическое для Адольфа Гитлера. 
Особого внимания заслуживает имевшая место в военные годы переписка Андрея Шептицкого с монахинями-василианками из так называемого «контемпляционного» монастыря святого Илии в с. Суховоля, что вблизи Львова. 
Одна из василианок, Авксентия Иванович, 3 августа 1941 г. описала видение, данное ей от «Самого Господа Иисуса Христа», «который» дал ей возможность «увидеть и принимать живое участие в коронации Гитлера, что наполнило душу и сердце непередаваемой радостью и счастьем» (ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4 «Б», д. 2662, л. 13–14. – О.Т.) 
19 августа 1941 г. Авксентия рассказала в письме к кардиналу Шептицкому о еще более оригинальном видении «трех пророков» (!): самого митрополита в образе «князя украинского» и по сторонам его, как на Фаворе, «вождя Гитлера в образе святого Ильи» и папу римского «в обличье пророка Моисея» (ЦГИА во Львове, ф. 201, оп. 4 «Б», д. 2662, л. 21). 
27 августа 1944 года Львов освободили от фашистской чумы советские войска. Народ с радостью и торжественностью встретил советсткую власть, но, справедливости ради, стоит сказать, что не настолько триумфально и многочисленно, как это было при встрече фашистов в 1941 г. Поэтому советская власть была заинтересована в своем утверждении в Галиции за счет сотрудничества и авторитета Шептицкого. 
Митрополит еще в 1943 году видел переломный момент в войне, но Гитлеру был верен до последнего времени входа советских войск в Галицию. 
Незадолго до вступления советских войск Шептицкий опубликовал распоряжение, в котором призвал священников УГКЦ не покидать своих приходов и не уходить вместе с германскими войсками с территории Западной Украины. 
Свою лояльность по отношению к советской власти митрополит Андрей демонстрировал весьма очевидно. 
10 октября 1944 г., в связи с победным шествием Красной армии, митрополит вместе с епископом Никотой Будкой отсылает товарищу Сталину письмо следующего содержания: «Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западные украинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастьи. За все это следует Вам, Верховный Вождь, глубокая благодарность от всех нас». 
Вновь, в отиличие от современных бандеро-униатов, Шептицкий называет украинцев и русских единым народом! 
1 ноября Андрей, митрополит Галицкий, умер. В Наркомат госбезопасности Украины поступила информация о том, что «митрополит Андрей Шептицкий был отравлен за свои просоветские настроения и за инициативу воссоединения Грекокатолической церкви с Православной» (Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 20. Л. 1–6.). Но прямых доказательств этому не обнаружено. Похороны состоялись в воскресенье 5 ноября, гроб был положен в крипте собора Св. Юра. Был венок и от советской власти. После его смерти характер отношений между Униатской церковью и советским государством резко изменился. 
Кратко подведя итоги о жизни грекокатолического главы УГКЦ митрополита Андрея (Шептицкого), очевидно, что на его душе, по словам Т.Г. Шевченко, «розлитое широкое море крови и слез», геноцид русских, русинов, поляков и тех украинцев и евреев, которые не разделяли бандеро-фашискую идеологию. 
Для нынешних бандеро-униатов личность А. Шептицкого – это путеводная звезда по русофобии и православнофобии. 

 

Протоиерей Олег ТРОФИМОВ