НАРОДНАЯ БОРЬБА

 

НАРОДНАЯ БОРЬБА

БОРЬБА НА ПОЯСКАХБорьба народов нашей страны похожа, как близнецы братья, это она, любимая забава мужчин, воспевающая ловкость, силу, красоту и сопровождающая праздники. Территория её от моря до моря и это происходило летописно веков 7-8 до нас. При Рюриковичах, Темурджинах, Романовых и Советском союзе. Не умрет и сейчас!

 

Все, что мы имеем сегодня в виде спортивной борьбы, выросло из малых и больших народов, живших на нашей земле. Борьба на поясах, опояски, на кушаках, в обхват, в схватку — это фундамент классической борьбы. Гюлеш, куреш и другие варианты тюркских наших братьев, включая народы Кавказа — это основа вольной борьбы. Как бы мы не уважали японцев, но правила современного дзюдо списаны с борьбы наших братьев из Таджикистана, древнего гуштингири. Так, что славяне, тюрки, персы долго варили её в одном котле, и по схожим рецептам.
Второй год подряд в Великом Новгороде в день его рождения проводятся праздничные состязания народной борьбы. У каждого вида свои кураторы и болельщики. На общей поляне расстелен борцовский ковер, вокруг поляны разбиты шатры и палатки общин, диаспор, землячеств и братств. Внутри шатров лежат любимые предметы народного промысла, домашней утвари и всего того, что создает уют и неповторимость родного. На стенах расположились фотографии, прославляющие и воспевающие народы. От героев до башен. Девушки в национальных костюмах встречают тебя и мило улыбаясь, рассказывают и угощают национальными вкусняшками.
Борьба в этом году представлена в трех видах.
Пояски это русский вариант. На бедрах у молодцев вяжется пояс, за который они берутся руками и не распуская захвата стараются опрокинуть навзничь соперника. Тот, кто первый это сделал, тот и победитель. А тот, кто подряд победил троих, тот богатырь. У этого вида борьбы есть покровитель, он смотрит на удальцов с двухметровой высоты. Наш непобежденный Иван Поддубный.
Пояски начались со схваток малышей. Азарта и энергии хватило на всю поляну, вот умения пока маловато. Дело доходит до мужчин, уже определился кандидат в победители, но у судьбы всегда есть свои непредвиденные зигзаги и на этой поляне оказался борец выросший в Новгороде, но про него забыли, он учится в другом городе. В общем, как в былине пришел и победил всех. Да так, что пятки сверкали у соперников. Сверкали не от бега, а в полете от ярких мощных бросков. Дядя Ваня Поддубный был рад. Не перевелись богатыри на нашей земле!
Гюлеш –вольная борьба, то, что любят на Кавказе. Вокруг ковра сгрудились дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы. И на них поглядывает Геракл Кавказа, непобедимый Сали Сулейман. Поддубный и Сали Сулейман — это две фигуры борцовского иконостаса, два непобежденных героя, одной большой нашей Родины. От нас до них меньше ста лет и их сила и их авторитет охранным облаком над нами!
Дальше как у Корнея Чуковского: «Вдруг откуда не возьмись маленький комарик». Только вместо комара девчонка. Дайте мне побороться!
Да, представьте себе девчонка, ищет глазами с кем бы побороться! Сегодня много что удивляет, возмущает, порой удручает. Но когда задумаешься, много становится на свои места. Мир создан в тонкой гармонии мира мужского и женского начала. И если не хватает мужского, на его место приходит женское. Оно карикатурное, вызывающее. Но достаточно быть честным перед самим собой: « А хотел бы ты такую невесту?» Ответ как металлический звон: «Нет!» Девушка должна быть нежна, скромна, тогда и любима и счастлива. А тяжёлую, опасную работу будут делать мужчины. Милые, красивые – пойте, пляшите, а драться и бороться оставьте нам. Так было до нас и будет после. 
Гуштингири.
Таджикская Диаспора, Как И В Прошлом Году, Приготовила Приз Победителю. Ящик сухофруктов. Открываешь крышку, а там огромная фруктовая роза из лепестков кураги, чернослива, изюма и разных орешков. Разыграли её всем борцовским миром под эмоциональные, одобряющие выкрики азиатских болельщиков. Собственно и съедена была эта роза всеми вместе под шатром казачьего стана и запита ароматным иван чаем, приготовленным на костре.
У нас великая страна с безграничными просторами. И красивейший её орнамент исторического ковра не затушевать ложью псевдоисториков, не испачкать чернилами карикатур «неохудожников».

Атаман Новгородского казачьего отдела Скр

Боголай В.Е.