Книга искажающая историю казаков

А. Овсянников, Т. Ямпольская «История российского казачества» Серия «Подарочные издания. Российская императорская библиотека»

Объем ……………………….     576 стр.

Переплет …………………..     Твердый переплет

Издательство …………….    Эксмо

 

Добавлена ………………..     30.11.2014

 

 

 

Рецензия

на сборник История российского казачества. М.: «ЭКСМО», 2014. – 576 с.: ил. составителей А. Н. Овсянникова и Т. В. Ямпольской.

ISBN 978-5-699-70345-6

Научно-популярное издание «История российского казачества» выпущено в серии «Подарочные издания. Российская императорская библиотека», которую универсальное российское издательство ЭКСМО позиционирует как грандиозное собрание выдающихся образцов отечественной мысли и словесности». При этом особо подчеркивается, что «издания, вошедшие в серию, представляют собой лучшее в великом духовном наследии нашей страны. Это труды, созданные знаменитыми историками, учеными, великими государственными деятелями» . Надо полагать, что особый «императорский» статус серии подспудно настраивает читателей если не на прочтение занимавших особое место в истории российской монархии трудов классиков то, как минимум,- произведений современных исследователей, описывающих историю создания, защиты и развития Отечества.

Судя по аннотации рецензируемого издания, его составители намеревались представить «этапы становления казачьих формирований в разных регионах Российской империи». Кроме того одновременно изложить историю «взаимоотношений с государственной властью: от преследования и неприятия до официального признания и наделения большими  привилегиями, вплоть до выделения в отдельное сословие; возникновение и развитие казачьей культуры, обрядов и уклада жизни». Казалось бы, столь грандиозную задачу можно было бы осуществить лишь при опоре на фундаментальные исследования многовековой истории и культуры всего многообразия казачьих формирований и сообществ. Однако в предисловии данной книги А.Н. Овсянников и Т.В. Ямпольская написали, что «главной их целью было представить

историю казачества не с точки зрения кабинетных историков, а глазами тех, кто является выходцами из этого сословия, для кого история казачества – это история собственного рода, своей семьи и своей «малой Родины»». Тем самым они сделали уверенный «крен» в пользу так называемой «фолк-хистори» и грубо нарушили концепцию издательства в отношении всей серии. Тут же, в предисловии А.Н. Овсянников и Т.В. Ямпольская проинформировали читателей о том, что основной массив книги составили работы А.А. Гордеева, фрагменты из книги И.Ф. Быкадорова «История казачества» и исследования Е.П. Савельева. При этом как в предисловии, так и в содержании рецензируемого сборника отсутствует информация о том, какие именно работы и фрагменты публикаций перечисленных авторов в нем использовались. Примечателен и выбор самих авторов.

О ненаучном подходе к изложению истории казачества Евграфа Петровича Савельева современными исследователями уже не раз писалось . Кроме того его осуждение в 1912 г. в связи с изданием и распространением второго выпуска «Донского литературного сборника» (содержал поношение святого таинства брака, хулу на действия правительства и в отношении воинской службы, а также способствовал возбуждению межнациональной розни на Дону) также не вписывается в государственно-созидательную «имперскую» концепцию всей книжной серии . Его слабо подкрепленное достоверными фактами стремление разобраться в древней истории казачества оказалось востребовано не только сторонниками вольно-казачьего движения, но также в наши дни А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским. Также не случайно известной популярностью у последних пользуются и достаточно вольные пересказы на исторические темы Андрея Андреевича Гордеева .

Немало времени росту казачьего сепаратизма посвятил и сторонник самостийности Казакии, один из основателей вольно-казачьего движения, генерал-майор Исаак Федорович Быкадоров. В конце 20-х гг. XX века он в частности утверждал, что «Казаки никогда себя не осознавали, не ощущали и не считали великороссами (русскими)  казачество как таковое является особым народом,  единство у казаков с великорусским народом лишь в языке никакая власть российская (центральная) не сможет быть благой для казачества» . Также стоит отметить, что первый том его «Истории казачества» был издан в Париже за 3 года до разрыва с движением «Вольное казачество».

В стремлении вывести казачество из различных народов, племен, ордынских и хазарских воинов и в наши дни нередко просматривается желание оторвать историю и собственно самих казаков от исторической судьбы народов России и прежде всего русских. Опирающаяся на различные версии о неславянском происхождении казаков идея независимого государства «Казакии» активно разрабатывалась не только частью казаков-эмигрантов. Она оказалась востребована и Третьим рейхом. В наши дни действует подписанный в 1959 г. закон США «О порабощенных нациях» (Public Law 86-90) в котором значится и Cossackia.

Вывод: проведенный анализ показал, что научно-популярное издание «История российского казачества», выпущенное издательством ЭКСМО является компилятивным сборником, его содержание не соответствует целям и духу серии «Подарочные издания. Российская императорская библиотека» и содержит ненаучные взгляды и слабо подкрепленные авторские взгляды на историю России и казачества.

Рецензию подготовили:

— к.и.н. доцент, профессор Академии военных наук Соклаков А.Ю.

— д.и.н., профессор Показеев А.П.

— к.и.н. Изюмов А.И.

— член Союза писателей России Коваль–Волков В.А.

-Верховный Атаман Общероссийской общественной организации

«Союз казаков» Задорожный П.Ф.

Рецензия составлена, обсуждена и утверждена на заседании редакционного совета Научного объединения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАЗАЧЕСТВА»

от 12. 02.2016 г. Протокол №1

 

Дополнительно информирую, что научное объединение «Энциклопедия Казачество» готово установить с издательством ЭКСМО рабочие контакты и оказывать научное содействие в его работе.

 

Директор Научного объединения Общероссийской общественной

организации «Союз казаков» «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  КАЗАЧЕСТВА»

 

д.э.н. профессор                                Мартынов А.Г.

 

12 февраля 2016 г

Ссылки:

1Цитируется по: http://fiction.eksmo.ru/catalogue/nonfiction/kultura-muzyka-iskusstvo/bez-lesti-predan-voennyy-ministr-rossiyskoy-imperii-v-trudakh-i-vospominaniyakh-1-5_ID1505222/

2Например: Шнирельман В.. Мифы современного расизма. // https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiVjpvH6IjLAhUC2CwKHTcJDyIQFggkMAE&url=http%3A%2F%2Fpravorf.org%2Fdoc%2Fpubl_028.doc&usg=AFQjCNGbmMimSPz3Xy1CPZnU2w2NfGhwhw

3Материалы этого дела см.: http://passion-don.org/writer/dov-1911-245.html

4Многочисленные ссылки на Историю казаков А. А. Гордеева см.: Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. // http://vzms.org/fomenko.htm

5 Казачество: Мысли современников о настоящем, прошлом и будущем казачества. М.: Собрание, 2007. С. 107, 108, 116