Крест на Унюке

В зелень стылых вод

Помнит Енисей,

Много лет назад,

По сырой росе

Шел на брата брат…

По преданию, во время гражданской войны на Унюке шел кровопролитный бой  между отрядом «колчаковцев» и красных партизан. На склоне этой величавой горы, выступающей скалистым мысом в Красноярское море, и сегодня старыми «шрамами» виднеются заплывшие канавы с выложенными брустверами – это окопы времен гражданской войны. Каждый год, в разгар лета на ее пологом склоне можно наблюдать необыкновенное явление. В это время года зацветает редкий цветок – каменная саранка, и издали гора кажется залита алой кровью.

В память о печальных событиях в 2002 году по инициативе  войскового атамана Единого Енисейского казачьего войска войскового старшины Кривоногова В.А. и атаманами войск Союза казаков России во главе с Верховным атаманом СКР  Мартыновым А.Г., а также  местными казаками был

установлен 11 метровый памятный крест всем убиенным в этой войне, у его основания установлен камень с надписью «Последний рубеж воинов адмирала А.В.Колчака». За эту работу атаман станицы Краснотуранская Воропаев И.М. был награжден орденом «За службу казачеству», а войсковому атаману Кривоногову В.А. присвоен чин казачьего полковника. В 2011 году памятный крест казаками Минусинского особого округа и станиц Краснотуранской и Идринской был заново отреставрирован.

К кресту ведет крутая, «восходящая в небо» дорога, которая резко обрывается двухсотметровым скалистым обрывом над бездонной пропастью темных вод Красноярского водохранилища. С этой скалы бросались в воду солдаты, офицеры и казаки армии Колчака, теснимые партизанским отрядом Красной армии. Их зажали в кольцо на склоне горы, и по легенде с криками: «Лучше погибнуть, чем сдаться врагу!» казаки верхом на конях со скалы бросались вниз. В верхних окопах до последних минут жизни остатки отряда прикрывали огнем отходящих «смертники», все они погибли. Малая часть офицеров и солдат белого отряда, все таки спустилась по ущелью к воде и вплавь через Енисей ушла в Хакасию. Шанс на спасение был и  у тех казаков, которые на полном скаку, разогнав коня до обрыва на самой вершине, долетали до воды, перемахнув часть суши под горой.

Под обстрела вой,

Рвались казаки.

Со скалы крутой

В «темь» родной реки