Знаменное пение

Почему у казаков принято говорить «играть» песню, — понимают многие. А вот какие песни казаки не играли, а «пели», сегодня мало кто знает. «Пением» называлось то, что исполнялось во время богослужений. Речь идет о традиционном церковном, знаменном пении в крюковой нотации. (Прошу не путать с современным партесным церковным пением). Данный вид богослужебного пения, является преемником не только раннехристианской певческой традиции, он содержит в себе древнейшую песенную эстетику. В знаменном распеве, как в мелодической сокровищнице, хранятся тысячи интонационных оборотов, которые мы сегодня слышим в протяжных казачьих песнях, былинах и духовных стихах. Поэтому полноценное изучение казачьего певческого фольклора невозможно без обращения к крюковому пению.

Конечно, исполнение знаменного распева, равно как и протяжных исторических песен, не вызывает бурного восторга у современных казаков. В репертуаре фольклорных коллективов нечасто услышишь старинные распевы. Публике нужны песни «позабористее», да «почастее». И, очевидно, что это проблема не только песенной традиции, не только фольклора. Это вообще проблема короткой родовой памяти и верхоглядного толкования казачества. Но благородные народы обязаны знать вековые, исконные традиции, уметь отделять существенное от второстепенного.

Вне всякого сомнения, знаменное пение, как неотъемлемый элемент исконной казачьей духовной традиции должно изучаться способными к пению казаками и казачками.