Почему бизнесмен Минин не проникся европейскими ценностями?

Валерий  Бухвалов, Русская народная линия

06.11.2015

 

«Станем любить не словом или языком,
но делом и истиною»

1 Ин. 3:18

В статье «Русское решение вопроса» («Дневник писателя» за 1877 год) Ф.М.Достоевский обращается к тем, кто любит Россию не только на словах: «Но пуще всего не запугивайте себя сами, не говорите: «Один в поле не воин». Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен. Не подражайте тоже некоторым фразерам, которые говорят поминутно: «Не дают ничего делать, связывают руки, вселяют в душу отчаяние и разочарование». Всё это фразеры и герои поэм дурного тона, рисующиеся собою лентяи. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Истинный делатель, вступив на путь, сразу увидит перед собою столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать».

И великий писатель и философ был прав, немало примеров из истории России служат доказательством его слов.Даже если все против тебя, но ты за правду, значит, надо бороться. Психология борьбы за правду, пускай и в одиночку на первом этапе, своими корнями уходит в духовный мир, потому что в материальном мире нет стимулов для бескорыстной борьбы за правду. Никакая рациональная логика не может объяснить самопожертвование человека ради своих убеждений. Только в духовном мире рождается энергия бескорыстного действия или пассионарность. И если внимательно присмотреться к пассионариям, то станет понятно, что в их мировоззрении небесное всегдавыше земного.

И первопричинаисторических достижений не столько в активизации сознания масс, сколько в силе духа, воплощенного в пассионарности исторической личности или группы личностей. Причем их сила духа всегда была направлена на организацию действия, которое многие их современники считали критически необходимым. Вот только один, но очень характерный пример из истории России, когда пассионарность одного человека привела к созданию движения, изменившего ход истории.

Этот человек - Кузьма Минин, купец, который торговал то ли мясом и рыбой, то ли скотом, то ли солью, как его отец. Возможно, он до смуты 1612 года занимался сбором государственного оброка, то есть, был избранным старостой. Он умел «трясти» толстосумов, Минина побаивались. Казалось бы живи себе спокойно, делай свой бизнес, не лезь ни в какую политику, ведь в политике столько грязи, другое дело бизнес, там всегда «все чисто и ангелы во плоти». Но началась Смута.

После смерти царя Бориса Годунова началось безвластие, приведшее к массовым волнениям и беспорядкам. Западные «партнеры» в лице поляков пришли на помощь - принесли «европейские ценности» в их тогдашнем содержании и с помощью которых намеревались «помочь» в восстановлении порядка в государстве. Ничего особенного, Русское царство предполагалось разделить на автономные регионы с пропольским царем во главе. В каждом регионе хозяином будет местный боярин, проникшийся «европейскими ценностями». Грабить народ новый царь и бояре будут вместе, но часть награбленного будут отдавать в Польшу, как дань за приобщение к «европейским ценностям». Мы с вами знакомы с этим сценарием «демократизации», он мало изменяется на протяжении веков, так что не будем задерживаться.

Минин, как купец и потенциальный носитель либерального духа, мог бы проникнуться «европейскими ценностями» ради успеха своего бизнеса. Но не проникся. Незадолго до смерти Кузьмы Минина монахи записали его воспоминания: «Накануне похода на Москву, он не раз уходил из избы в сад и проводил ночь в летней постройке. Там его трижды посетил один и тот же сон. Виделось Кузьме, будто идет он со многими ратными людьми на очищение Московского государства». Мысль о подвиге во имя спасения Отечества давно его волновала. Но он не решался никому открыться. Как человек трезвый, Кузьма привык сообразовывать замыслы с наличными средствами. Поэтому, пробуждаясь ото сна, он каждый раз оказывался во власти безотчетного страха.

«За свое ли дело берешься?» - спрашивал себя Минин. Он отдавал себе отчет в том, что у него нет никакого воинского опыта. А, кроме того, Кузьма принадлежал не к власть имущим, а, говоря современным языком, был средней руки бизнесменом. Ему бы к либеральным демократам податься - тем самым боярам, которые заключили соглашение с поляками, глядишь, получил бы подряд и бизнес пошел бы в гору. И хотя в начале XVII века либеральной демократии, как политической философии еще не было, либеральные демократы уже были. Группа бояр согласилась на иноземное подчинение государства, ради автономного грабежа собственных вотчин. Ведь главный принцип либерализма - максимальная свобода общества от власти государства.

Минин вспоминал, что среди тяжких терзаний рождалась вера в то, что сама судьба призвала его совершить подвиг во имя родины. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие - дворяне и воеводы не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные - молодые тяглые люди, и тогда начинание их во благо обратится и доброе совершение придет!».

В это же время патриарх Гермоген рассылает по городам и весям послание, в котором в частности говорится: «Вы забыли обеты православной веры нашей, преступили крестное целование стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому царьку... Болит моя душа, болит сердце... я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, братья и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается чужими, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Заклинаю вас именем Бога: отстаньте от начинания вашего, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

Наконец Минин принимает решение и обращается в Нижнем Новгороде к землякам с такими словами: «Правда, может, кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею семьею своею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании». Эти слова произвели сильное впечатление на собрание. В этих словах проявились все ценности русского духа: бескорыстное служение Отечеству, братолюбие, самопожертвование, милосердие, совесть, соборность. На момент произнесения этой речи Минин был один, за ним еще не стояла рать, не было у него и необходимых ресурсов. После его выступления было сформировано народное ополчение.

Кстати, в ополчении Минина и Пожарского были не только русские, но и башкиры, буряты, татары и люди других национальностей. Им то что за дело было, освобождать Москву? Оказывается было. Было не потому, что ополченцам платили деньги. Далеко не все пойдут на верную смерть ради денег. Было потому, что люди других национальностей понимали, что крушение Русского царства есть крушение и их традиционного образа жизни. Потому что те, кто пришли в Кремль, пришли не только грабить материальное, но и переделывать души всех без исключения. Переделывать огнем и мечем, по другому они не умели и не умеют до сих пор. За что боролись инородцы в народном ополчении? За свободу в духе, свободу сохранять свои национальные традиции и образ жизни. Ведь Русская цивилизация присоединяла к себе новые территории и народы, сохраняя их веру, язык, традиции и образ жизни.

Напомним, что в это время Россия была частично оккупирована Речью Посполитой, частично являлась ничейной территорией. К бесхозным землям примерялась Европа. Многие простые люди ударились в разбой, либеральные демократы из бояр сдали полякам Москву.

Кто тогда мог подумать, что деятельность мелкого нижегородского купчика Минина приведет к спасению страны? Никаких людских, политических и материальных ресурсов у него не было. Единственное, что имелось - неподдельная боль за Родину. Согласимся, что не только у него одного болела душа за Родину. Многие тогда об этом говорили, но только единицы пытались что-то делать. К счастью для страны, Кузьма Минин не стал заниматься оценками происходящих событий на своей кухне, как это любят делать многие из нас сегодня, а начал работу над их изменениями.

В это время в Кремле носители европейских ценностей в полной мере показали силу своего духа. Пьяные оргии и грабежи шли не прекращаясь. Когда же, наконец, ополченцы окружили Кремль и осажденным стало нечегоесть, началось людоедство. Может быть, поляки страдали и не сдавались ради высоких духовных идеалов? Мало кто знает, что осажденным в 1612 году в Московском Кремле полякам, перед штурмом было сделано предложение. Суть - сохраним жизнь, оставим оружие, сможете уйти в Польшу или поступить на службу в русскую армию. Условие одно - оставить все, что награбили в России. Поляки отказались, подтвердив тем самым евангельское правило - где сокровище ваше, там и сердце ваше.

В решающие часы сражения Минин бросился в бой в районе Крымского двора во главе ополчения. Там были уничтожены отборные роты поляков. Ополчение освободило Москву от польской интервенции и возвело на престол Михаила Романова.Прошло четыре года, и Россия восстановилась как мощное православное царство.

На памятнике Кузьме Минину в Нижнем Новгороде написано «Великому патриоту земли русской Козьме Минину». Быть великим патриотом означает следовать национальной духовной традиции и защищать ее и словом и делом. Ведь с точки зрения рациональной логики, защита родины - дело абсолютно невыгодное, выгоднее родину продать. Продать, оправдывая самого себя приобщением к европейским ценностям.

А патриоты в чужих ценностях не нуждаются, они как носители национальной духовной традиции служат своему отечеству, а не участвуют в его грабеже вместе с чужеземными «партнерами». Бизнесмен Минин был патриотом, потому и не проникся европейскими ценностями.

 

Статья подготовлена с использованием следующих источников:

1.Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. М.: Московский рабочий, 1989.

2. Кожинов В.В. Россия как цивилизация и культура / Сост. Предисл., коммент. С.С.Куняева / Отв. ред. О.А.Платонов. ¾ М.: Институт русской цивилизации, 2012.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Эксмо, Алгоритм, 2003.

4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., Республика, 1996.

5. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. - 2-е изд. - М. :Академический Проект: Культура, 2013. - 232 с.- (Социально-политические технологии).6.

6. Проект Россия. Книга вторая. http://projectrussia.orthodoxy.ru/PR/pr2.php

7. Каплан  В. Патриарх Гермоген. Фигура, залитая светом http://www.pravmir.ru/patriarx-germogen-figura-zalita

8. По книге СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ГРАДА МОСКВЫ, издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Москва, 1996 г., репринт изданий: «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», сост. А. Невский, М., 1894 г. и «Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген», П. Россиев, М., 1912 г. http://rus-sky.com/nasledie/Moscow/Ermogen.htm