АМОРАЛЬНЫЙ МАРАЗМ «НАШЕЙ» КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

А что новый министр культуры?

Валентин Семенов

Нравственная цензура в СМИ

14.02.2020 273

СМИ радостно сообщают, что в 2020 году нас ждет «настоящий бум»отечественных сериалов. «Многие проекты не уступают большому кино». Режиссер, художественный руководитель московского театра на Малой Бронной с такой благостной русской фамилией Богомолов, который в прошлом году осчастливил зрителей «эротическим триллером», сериалом «Содержанки» (кстати, и в этом году он продолжает свой шедевр в качестве соавтора сценария), жаждет ещё больше нас порадовать. В «Содержанках» у главной героини, сотрудницы уголовного розыска, кроме мужа два любовника,

сексуальные отношения с которыми показаны более, чем откровенно, а другой персонаж, начинающий актер Кир, и вообще любовник трех влиятельных дам очень разного возраста. Все остальные представители московского светского общества переплетены в подобных же высоких отношениях. Чем же ещё одарит аудиторию сериал, где «много секса, но мало смысла», а люди подобны роботам, по мнению рецензента А. Горбунова, который справедливо уподобил это произведение реалити шоу «Дом-2», только о жизни богатой публики в Москве? Недаром истоки финансирования этого сериала скрываются в том же источнике, что и у «Дома-2», а именно в недрах «Газпром-медиа».

Но К. Богомолов готовит в этом году ещё один и более крутой патологический подарочек — сериал «Хороший человек», об истории «ангарского маньяка», бывшего лейтенанта МВД, который за двадцать лет убил несколько десятков женщин в Иркутской области. Однако, как пишут журналисты, документальности там явно не будет, то есть простор для любителя психопатологии открыт. Характерно, высказывание Богомолова, кочующее в интернете: «Я не верю в истории про хороших и добрых людей, про то, что где-то там можно согреться. Я не верю в это». Спрашивается, а почему он считает себя вправе выплескивать свой цинизм и мизантропию на хороших и добрых людей, которые есть в этом мире и благодаря которым иные «бесомоловы» существуют. Сколько можно патологическими творениями псевдоискусства провоцировать субъектов с неустойчивой психикой и криминальными наклонностями, а также нормальных людей, особенно родителей подростков. Разве мало нам всяческой патологической мерзости в сериале о маньяках «Метод», ещё одного любителя подобной стряпни режиссера Ю. Быкова, и в фильмах других отечественных режиссеров, склонных к психиатрической и мракобесной тематике, вроде «Русского беса» режиссера Г. Константинопольского.  А длящиеся на телеэкранах годами сериалы типа «След», где в каждой серии демонстрируются всевозможные убийства, включая самые экзотические и изощренные. Да в сущности уже нельзя найти сериал, где нет убийств, насилия, криминала и какой-нибудь аномалии. Про всё более частые сцены совокуплений и говорить не приходится. Немолодой актер Владимир Мишуков, снимавшийся в «Содержанках», витийствует: «Секс неотъемлимая часть жизни, как сон, еда, прогулки (симптоматично, что труд, творчество, он не упоминает). Имитировать половой акт следует так же правдиво и реалистично, как любое другое действие в кино… В эпоху порноиндустрии, в которую мы все живем, воображение зрителя очень сложно поразить». (Панорама ТВ Петербург, 2020, №6, с.21). В снимках, сопровождающих статью, актер «поражает» читателя вызывающими позами, правда, всё-таки, в одежде. Следуя такой логике, необходимо реалистично показывать в фильмах и такие неотъемлемые части нашей жизни, как ковырянье в носу, «пи-пи» и «ка-ка» и ещё кое-что. Древние эллины были мудрее, считая, что нечто делать вполне естественно, а вот говорить об этом постыдноК сожалению, наше время - не время мудрости. Впрочем, Маяковский ещё во время дореволюционного капитализма писал: «Вспомнит толпа о половом вопросе. Дальше больше оскудеет ум её»… Воистину так.

Анонсы и других сериалов не радуют. «Триггер»: Главный герой - психолог, работающий по методу провокационной терапии. Однажды такое «лечение» заканчивается самоубийством пациента… «Старые кадры»: Российские телевизионщики продолжают адаптировать к нашим реалиям зарубежные телехиты… Да уж, и мистику приспособили, использовав Гоголя с Пушкиным, и вампиров с оборотнями, и комических идиотов, и космических чудовищ. А своего нового нет как нет. «Колл-центр»: 8-серийный триллер, действие которого разворачивается в колл-центре магазина для взрослых… «Чики»: Комедийная драма о четырех подругах, выросших в провинциальном городке. Из-за отсутствия вакансий девушки вынуждены были выйти на трассу и зарабатывать на жизнь там… На съемках этого сериала в Кабардино-Балкарии на группу напал местный житель, возмущенный тем, что на его родине снимают «кино о проститутках». Думается, вполне адекватная реакция морально здорового человека… И т. д. и т. п. Ущербность и негатив. О нормальных людях, честных тружениках, о борцах за справедливость и правду, о людях чести и добра, о тех героях, о которых снимали кино в атеистическом и тоталитарном Советском Союзе ныне не снимают. Неужели больше нет духовно-нравственных, добрых и милосердных людей? Конечно, есть, но писать и снимать о них гораздо труднее, чем о бандитах, бездельниках и блудницах. «Великая криминальная революция», о которой писал и снимал Станислав Говорухин, и тридцать лет либерально-капиталистического переформатирования, конечно, не прошли для всех нас без последствий.

Великий европейский мыслитель Альберт Швейцер был убежден: «Но как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики» (А. Швейцер. Культура и этика. М., 1973. С. 68). В отечественной русской традиции искусство было неразрывно связано с нравственностью, что подчеркивал ещё А. Хомяков«Сила русского искусства была в этике» - писал в дневнике М. Пришвин. Наконец, выдающийся ученый, философ и писатель-фантаст Иван Ефремов писал в письме зарубежному коллеге в 1969 году: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности… Мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».

В связи с выше изложенным, очень хотелось бы знать, как с этой безнравственностью в современном российском кинематографе и художественной культуре вообще собирается справляться новый министр культуры России Ольга Борисовна Любимова, тем более имея многолетний опыт работы в православной телевизионной журналистике и кино-документалистике. Пока неизвестно.

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»