Музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества»

31 октября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества» с темой «Казачество в истории Белгородчины», на которую прибыли курсанты Белгородского юридического института МВД России им. Путилина.

Гостями мероприятии стали казаки Белгородского казачьего округа Союза казаков России во главе с атаманом Евгением Ивановичем Костюковым:  кандидат исторических наук, член Общественной палаты Белгородской области Виктор Васильевич Овчинников;, доктор исторических наук, профессор кафедры украиноведения БелГУ Н.Н. Олейник; Почётный гражданин Белгородской области, начальник производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия А.В. Кулабухов и др.

Участники музейной гостиной познакомились с историей заселения и освоения Белгородского края, в которой важную роль играли и казаки. Событием, способствующим заселению и хозяйственному освоению южных окраин России, было сооружение Белгородской черты. В числе людей, строивших и нёсших службу на Белгородской черте, были служилые казаки.

В своих выступлениях Овчинников В.В. и Кулабухов А.В. подробно рассказали об истории казачества, слободских казачьих полках, Белгородском разрядном полке и Белгородской области.

На встрече, согласно предоставленному слову для выступления и поступившему предложению, выступивший атаман Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «Белгородский казачий округ», потомственный казак Костюков Евгений Иванович, рассказал о себе и о Белгородском казачьем округе, как возрождалось уже в наше время казачество на Белгородчине и что происходит на этом поприще сейчас. Рассказал об активной деятельности по военно-патриотической и духовно-нравственной работе кадетов и курсантов военно-исторического клуба «Белгородская Засечная Черта» Новооскольской станицы Белгородского казачьего округа Союза Казаков России – атаман подъесаул Павел Загорулько.

Ведущие – сотрудники музея, подробно рассказали участникам музейной гостиной о том, что история зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. На Руси казаками назывались вольные люди, несшие военную службу на окраинах страны. Трудно назвать любую другую национальную, этносоциальную, культурную группу на территории древней Руси, которая подобно казачеству, защищая Россию, с таким же упорством и самоотверженностью сохраняла свои вольности, держалась за свой традиционный самобытный уклад жизни.

Возникшие в XVI в. на всём юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины выступали как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и колонизаторами границ. Выживание казаков в экстремальных условиях «Дикого Поля», как тогда называли огромные просторы южных степей, включавшие и современную территорию Белгородчины, требовало постоянного ведения военных действий, которые носили тогда и оборонительный, и наступательный характер.

Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи,  где кочевали татарские отряды, были источником постоянной опасности для славянского мира. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство, многих потом продавали на невольничьих рынках. Через современную территорию Белгородского края проходили «сакмы» - Муравский, Кальмиусский и Изюмский, которые вели вглубь России, на Москву.

В конце  XVI в. на южной границе Московского государства появляются первые города: Белгород, Валуйки, Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их строительство было по тем временам мероприятием грандиозным. Однако, это не просто города, это города-крепости. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы Русского государства, поставить преграду на путях вторжения противника в пределы Московии. Задача была очень сложной. Татарская конница была быстрой и лёгкой, а просторы российские таковы, что всегда была возможность проложит новые дороги взамен преграждённых.

Казаки славились своей храбростью. А в то время это особенно ценилось. Ведь для службы в новых городах и в пограничных районах требовались люди особого склада – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г., за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола, появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI в. В первой половине XVII в. нападения татар на Россию продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1653 гг. оборонительной черты, вошедшей в историю, как Белгородская черта. Её протяжённость составляла 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западне Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее Белгорода – Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (Новый Оскол) и другие. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие как Хотмыжск и Яблонов. В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской черте, были и служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки — это лица, несшие военную службу в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «Дикое Поле» и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города-крепости в степь по заранее установленному маршруту. Была у станичников  в XVI-XVII вв. ещё одна обязанность — поджог степей, осуществлявшийся нередко на больших пространствах. Степь жгли для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Не менее эффективным средством борьбы с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.

Сильной русской крепостью на Поле стал в 1599 г. населённый пункт в Днепро-Донской степи — Валуйка. Валуйская крепость была построена у высокого обрывистого берега р. Валуй, с севера, юга и запада была защищена рвом четырёхметровой глубины. Земли вокруг крепости осваивались медленно, так как рядом проходили татарские дороги — Изюмский и Кальмиуский шляхи. Царская грамота воронежским воеводам Ивану Васильевичу Волынскому и Семёну Васильевичу Усову свидетельствует о высылке в Валуйки воронежских казаков и детей боярских на службу в 1625 г.

Все мы с вами знаем знаменитый на Белгородчине Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Основан он был осенью 1619 г. по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 г. по просьбе уже нового настоятеля Холковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.

В 1637-1638 гг. силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости на Красной горе, на правом берегу р. Короча. Летом 1638 г. в Белгород пришли украинские переселенцы (черкасы), бежавшие из Речи Посполитой, и многие из них выразили желание жить в Короче. За счёт привлечения черкас удалось решить проблему укомплектования нового города-крепости служилыми людьми.

Строительство Белгородской черты стимулировало процессы колонизации южных окраин Российского государства. Уже к началу массового переселения выходцев с правобережной Украины за пределами Белгородской оборонительной черты существовала система опорных пунктов из крепостей-острогов. Эти остроги возводились как силами московских служилых людей, так и черкас, перешедших на службу России в поисках защиты от польского угнетения или поселившихся на землях вблизи Белгородской оборонительной черты.

Пригородные слободы, сёла и деревни заселялись служивыми людьми из различных районов Российского государства. Служилыми людьми из города Хотмыжск, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари, были основаны слободы на Ворскле – Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. Болховец заселён в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В г. Царёв-Алексеев,  впоследствии переименованный в Новый Оскол, в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. (слайд 14 Казацкий городок. XVII в.) В 1652 г. 2000 казаков - черкас, выходцев из Левобережной Украины и Приднепровья, во главе с полковником Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия были вынуждены проситься «на вечную службу» в Россию. Как раз в этот период началось строительство города Острогожска и многие казаки обосновались здесь. Этот казачий полк получил название «Острогожский» - по имени заложенного города Острогожска, в котором казаки и были поселены.  К югу от территории этого слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они  расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

С 1638 г. появляются украинские переселенцы и на Белгородской черте, сначала в Короче и Усёрде, затем и в других городах.

Учитывая значение украинских переселенцев в освоении южных рубежей страны, московские власти создавали им режим наибольшего благоприятствования и жаловали льготы на казацкую и пограничную службу,  на промыслы и торговлю, их сёла называли слободами, а они сами – слобожанами. Переселенцы по мере прибытия на земли Слобожанщины организовывались в казацкие полки. (слайд 16 Карта Слободско-Украинских полков) Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре Слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского выделился Изюмский полк. Часть территории нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Слобода Ровеньки входила в состав Острогожского Слободского полка; Грайворон и Хотмыжск – в состав Ахтырского Слободского полка. Слободские полки подчинялись белгородскому воеводе. С 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белгородской черте. Все эти полки входили в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Слободские казачьи полки являлись военно-административными округами с делением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. (слайд 17 Войсковой старшина и войсковой атаман) В сотенную администрацию входили: сотник (осуществлял повседневное общее руководство), ввозный (решал спорные и судебные вопросы), есаул  (занимался боевой подготовкой, караульно-охранной службой, надзором за вооружением, провиантом), атаманы (контролировали исполнение распоряжений сотника и руководили казачьими общинами), хорунжие (привилегированная группа казаков в полку, которые были претендентами на занятие вакансий руководящих должностей). (слайд 18 Казак выборный и казак подпомощник) Слободское украинское казачество в XVII в. в связи с ростом имущественного неравенства подразделялось на выборных казаков, находившихся на полковой службе и на казацких подпомощников. Подпомощники оказывали материальную помощь казакам в несении службы и составляли резерв полковых казаков.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско-Украинскую губернию с центром в г. Харькове. Полки выборных казаков были уничтожены, а вместо них сформированы гусарские полки. Казачье управление было заменено гражданским. Области, называвшиеся полками, были названы провинциями, вместо сотен появились комиссарства. Представители казачьей верхушки стали первыми помещиками, получили дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поместья вместе с крестьянами. Рядовых казаков лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами.

В конце XVII-XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, значительная часть осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В последующие десятилетия население городов значительно выросло. Основная масса состояла из казаков-землевладельцев, увеличилось количество ремесленников, торговцев и других мещанских элементов. Войсковые обыватели, а также однодворцы, мещане и помещичьи крестьяне вовлекались в ремесленное производство. Ремесленники являлись основной производительной силой в формировавшемся городском населении. В украинской слободе Борисовке Грайворонского уезда крепостные графа Б. Шереметева занимались иконописью. В крупной украинской слободе Великомихайловке Новооскольского уезда население занималось кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным промыслами. В украинской слободе Стригуны Грайворонского уезда выращивали на продажу лук. Во многих крупных украинских слободах Воронежской губернии продолжали заниматься винокурением. Центрами кустарных промыслов в Курской губернии были Великомихайловка, Борисовка, Мирополье, Томаровка, в Воронежской губернии - Воронцовка. Эти сёла, как и многие другие крупные торговые сёла Курской и Воронежской губерний, были заселены выходцами из Украины и их потомками.

В течение XIX-XX вв. потомки служилого казачества вставали на защиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения, казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Будённого. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец слободы Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа. Они никогда не знали рабства, отсюда их первое и главное достоинство — чувство внутренней свободы. «Казак без веры - не казак» - гласит народная поговорка. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной веры.  Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.

4 ноября православная общественность отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. День иконы Казанской Божией Матери является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ».

 

Пресс-служба БКО СКР

 

 

 

 

Музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества»

31 октября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества» с темой «Казачество в истории Белгородчины», на которую прибыли курсанты Белгородского юридического института МВД России им. Путилина.

Гостями мероприятии стали казаки Белгородского казачьего округа Союза казаков России во главе с атаманом Евгением Ивановичем Костюковым:  кандидат исторических наук, член Общественной палаты Белгородской области Виктор Васильевич Овчинников;, доктор исторических наук, профессор кафедры украиноведения БелГУ Н.Н. Олейник; Почётный гражданин Белгородской области, начальник производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия А.В. Кулабухов и др.

Участники музейной гостиной познакомились с историей заселения и освоения Белгородского края, в которой важную роль играли и казаки. Событием, способствующим заселению и хозяйственному освоению южных окраин России, было сооружение Белгородской черты. В числе людей, строивших и нёсших службу на Белгородской черте, были служилые казаки.

В своих выступлениях Овчинников В.В. и Кулабухов А.В. подробно рассказали об истории казачества, слободских казачьих полках, Белгородском разрядном полке и Белгородской области.

На встрече, согласно предоставленному слову для выступления и поступившему предложению, выступивший атаман Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «Белгородский казачий округ», потомственный казак Костюков Евгений Иванович, рассказал о себе и о Белгородском казачьем округе, как возрождалось уже в наше время казачество на Белгородчине и что происходит на этом поприще сейчас. Рассказал об активной деятельности по военно-патриотической и духовно-нравственной работе кадетов и курсантов военно-исторического клуба «Белгородская Засечная Черта» Новооскольской станицы Белгородского казачьего округа Союза Казаков России – атаман подъесаул Павел Загорулько.

Ведущие – сотрудники музея, подробно рассказали участникам музейной гостиной о том, что история зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. На Руси казаками назывались вольные люди, несшие военную службу на окраинах страны. Трудно назвать любую другую национальную, этносоциальную, культурную группу на территории древней Руси, которая подобно казачеству, защищая Россию, с таким же упорством и самоотверженностью сохраняла свои вольности, держалась за свой традиционный самобытный уклад жизни.

Возникшие в XVI в. на всём юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины выступали как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и колонизаторами границ. Выживание казаков в экстремальных условиях «Дикого Поля», как тогда называли огромные просторы южных степей, включавшие и современную территорию Белгородчины, требовало постоянного ведения военных действий, которые носили тогда и оборонительный, и наступательный характер.

Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи,  где кочевали татарские отряды, были источником постоянной опасности для славянского мира. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство, многих потом продавали на невольничьих рынках. Через современную территорию Белгородского края проходили «сакмы» - Муравский, Кальмиусский и Изюмский, которые вели вглубь России, на Москву.

В конце  XVI в. на южной границе Московского государства появляются первые города: Белгород, Валуйки, Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их строительство было по тем временам мероприятием грандиозным. Однако, это не просто города, это города-крепости. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы Русского государства, поставить преграду на путях вторжения противника в пределы Московии. Задача была очень сложной. Татарская конница была быстрой и лёгкой, а просторы российские таковы, что всегда была возможность проложит новые дороги взамен преграждённых.

Казаки славились своей храбростью. А в то время это особенно ценилось. Ведь для службы в новых городах и в пограничных районах требовались люди особого склада – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г., за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола, появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI в. В первой половине XVII в. нападения татар на Россию продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1653 гг. оборонительной черты, вошедшей в историю, как Белгородская черта. Её протяжённость составляла 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западне Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее Белгорода – Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (Новый Оскол) и другие. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие как Хотмыжск и Яблонов. В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской черте, были и служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки — это лица, несшие военную службу в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «Дикое Поле» и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города-крепости в степь по заранее установленному маршруту. Была у станичников  в XVI-XVII вв. ещё одна обязанность — поджог степей, осуществлявшийся нередко на больших пространствах. Степь жгли для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Не менее эффективным средством борьбы с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.

Сильной русской крепостью на Поле стал в 1599 г. населённый пункт в Днепро-Донской степи — Валуйка. Валуйская крепость была построена у высокого обрывистого берега р. Валуй, с севера, юга и запада была защищена рвом четырёхметровой глубины. Земли вокруг крепости осваивались медленно, так как рядом проходили татарские дороги — Изюмский и Кальмиуский шляхи. Царская грамота воронежским воеводам Ивану Васильевичу Волынскому и Семёну Васильевичу Усову свидетельствует о высылке в Валуйки воронежских казаков и детей боярских на службу в 1625 г.

Все мы с вами знаем знаменитый на Белгородчине Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Основан он был осенью 1619 г. по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 г. по просьбе уже нового настоятеля Холковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.

В 1637-1638 гг. силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости на Красной горе, на правом берегу р. Короча. Летом 1638 г. в Белгород пришли украинские переселенцы (черкасы), бежавшие из Речи Посполитой, и многие из них выразили желание жить в Короче. За счёт привлечения черкас удалось решить проблему укомплектования нового города-крепости служилыми людьми.

Строительство Белгородской черты стимулировало процессы колонизации южных окраин Российского государства. Уже к началу массового переселения выходцев с правобережной Украины за пределами Белгородской оборонительной черты существовала система опорных пунктов из крепостей-острогов. Эти остроги возводились как силами московских служилых людей, так и черкас, перешедших на службу России в поисках защиты от польского угнетения или поселившихся на землях вблизи Белгородской оборонительной черты.

Пригородные слободы, сёла и деревни заселялись служивыми людьми из различных районов Российского государства. Служилыми людьми из города Хотмыжск, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари, были основаны слободы на Ворскле – Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. Болховец заселён в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В г. Царёв-Алексеев,  впоследствии переименованный в Новый Оскол, в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. (слайд 14 Казацкий городок. XVII в.) В 1652 г. 2000 казаков - черкас, выходцев из Левобережной Украины и Приднепровья, во главе с полковником Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия были вынуждены проситься «на вечную службу» в Россию. Как раз в этот период началось строительство города Острогожска и многие казаки обосновались здесь. Этот казачий полк получил название «Острогожский» - по имени заложенного города Острогожска, в котором казаки и были поселены.  К югу от территории этого слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они  расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

С 1638 г. появляются украинские переселенцы и на Белгородской черте, сначала в Короче и Усёрде, затем и в других городах.

Учитывая значение украинских переселенцев в освоении южных рубежей страны, московские власти создавали им режим наибольшего благоприятствования и жаловали льготы на казацкую и пограничную службу,  на промыслы и торговлю, их сёла называли слободами, а они сами – слобожанами. Переселенцы по мере прибытия на земли Слобожанщины организовывались в казацкие полки. (слайд 16 Карта Слободско-Украинских полков) Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре Слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского выделился Изюмский полк. Часть территории нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Слобода Ровеньки входила в состав Острогожского Слободского полка; Грайворон и Хотмыжск – в состав Ахтырского Слободского полка. Слободские полки подчинялись белгородскому воеводе. С 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белгородской черте. Все эти полки входили в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Слободские казачьи полки являлись военно-административными округами с делением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. (слайд 17 Войсковой старшина и войсковой атаман) В сотенную администрацию входили: сотник (осуществлял повседневное общее руководство), ввозный (решал спорные и судебные вопросы), есаул  (занимался боевой подготовкой, караульно-охранной службой, надзором за вооружением, провиантом), атаманы (контролировали исполнение распоряжений сотника и руководили казачьими общинами), хорунжие (привилегированная группа казаков в полку, которые были претендентами на занятие вакансий руководящих должностей). (слайд 18 Казак выборный и казак подпомощник) Слободское украинское казачество в XVII в. в связи с ростом имущественного неравенства подразделялось на выборных казаков, находившихся на полковой службе и на казацких подпомощников. Подпомощники оказывали материальную помощь казакам в несении службы и составляли резерв полковых казаков.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско-Украинскую губернию с центром в г. Харькове. Полки выборных казаков были уничтожены, а вместо них сформированы гусарские полки. Казачье управление было заменено гражданским. Области, называвшиеся полками, были названы провинциями, вместо сотен появились комиссарства. Представители казачьей верхушки стали первыми помещиками, получили дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поместья вместе с крестьянами. Рядовых казаков лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами.

В конце XVII-XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, значительная часть осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В последующие десятилетия население городов значительно выросло. Основная масса состояла из казаков-землевладельцев, увеличилось количество ремесленников, торговцев и других мещанских элементов. Войсковые обыватели, а также однодворцы, мещане и помещичьи крестьяне вовлекались в ремесленное производство. Ремесленники являлись основной производительной силой в формировавшемся городском населении. В украинской слободе Борисовке Грайворонского уезда крепостные графа Б. Шереметева занимались иконописью. В крупной украинской слободе Великомихайловке Новооскольского уезда население занималось кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным промыслами. В украинской слободе Стригуны Грайворонского уезда выращивали на продажу лук. Во многих крупных украинских слободах Воронежской губернии продолжали заниматься винокурением. Центрами кустарных промыслов в Курской губернии были Великомихайловка, Борисовка, Мирополье, Томаровка, в Воронежской губернии - Воронцовка. Эти сёла, как и многие другие крупные торговые сёла Курской и Воронежской губерний, были заселены выходцами из Украины и их потомками.

В течение XIX-XX вв. потомки служилого казачества вставали на защиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения, казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Будённого. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец слободы Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа. Они никогда не знали рабства, отсюда их первое и главное достоинство — чувство внутренней свободы. «Казак без веры - не казак» - гласит народная поговорка. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной веры.  Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.

4 ноября православная общественность отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. День иконы Казанской Божией Матери является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ».

 

Пресс-служба БКО СКР

 

 

 

 

Музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества»

31 октября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества» с темой «Казачество в истории Белгородчины», на которую прибыли курсанты Белгородского юридического института МВД России им. Путилина.

Гостями мероприятии стали казаки Белгородского казачьего округа Союза казаков России во главе с атаманом Евгением Ивановичем Костюковым:  кандидат исторических наук, член Общественной палаты Белгородской области Виктор Васильевич Овчинников;, доктор исторических наук, профессор кафедры украиноведения БелГУ Н.Н. Олейник; Почётный гражданин Белгородской области, начальник производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия А.В. Кулабухов и др.

Участники музейной гостиной познакомились с историей заселения и освоения Белгородского края, в которой важную роль играли и казаки. Событием, способствующим заселению и хозяйственному освоению южных окраин России, было сооружение Белгородской черты. В числе людей, строивших и нёсших службу на Белгородской черте, были служилые казаки.

В своих выступлениях Овчинников В.В. и Кулабухов А.В. подробно рассказали об истории казачества, слободских казачьих полках, Белгородском разрядном полке и Белгородской области.

На встрече, согласно предоставленному слову для выступления и поступившему предложению, выступивший атаман Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «Белгородский казачий округ», потомственный казак Костюков Евгений Иванович, рассказал о себе и о Белгородском казачьем округе, как возрождалось уже в наше время казачество на Белгородчине и что происходит на этом поприще сейчас. Рассказал об активной деятельности по военно-патриотической и духовно-нравственной работе кадетов и курсантов военно-исторического клуба «Белгородская Засечная Черта» Новооскольской станицы Белгородского казачьего округа Союза Казаков России – атаман подъесаул Павел Загорулько.

Ведущие – сотрудники музея, подробно рассказали участникам музейной гостиной о том, что история зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. На Руси казаками назывались вольные люди, несшие военную службу на окраинах страны. Трудно назвать любую другую национальную, этносоциальную, культурную группу на территории древней Руси, которая подобно казачеству, защищая Россию, с таким же упорством и самоотверженностью сохраняла свои вольности, держалась за свой традиционный самобытный уклад жизни.

Возникшие в XVI в. на всём юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины выступали как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и колонизаторами границ. Выживание казаков в экстремальных условиях «Дикого Поля», как тогда называли огромные просторы южных степей, включавшие и современную территорию Белгородчины, требовало постоянного ведения военных действий, которые носили тогда и оборонительный, и наступательный характер.

Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи,  где кочевали татарские отряды, были источником постоянной опасности для славянского мира. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство, многих потом продавали на невольничьих рынках. Через современную территорию Белгородского края проходили «сакмы» - Муравский, Кальмиусский и Изюмский, которые вели вглубь России, на Москву.

В конце  XVI в. на южной границе Московского государства появляются первые города: Белгород, Валуйки, Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их строительство было по тем временам мероприятием грандиозным. Однако, это не просто города, это города-крепости. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы Русского государства, поставить преграду на путях вторжения противника в пределы Московии. Задача была очень сложной. Татарская конница была быстрой и лёгкой, а просторы российские таковы, что всегда была возможность проложит новые дороги взамен преграждённых.

Казаки славились своей храбростью. А в то время это особенно ценилось. Ведь для службы в новых городах и в пограничных районах требовались люди особого склада – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г., за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола, появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI в. В первой половине XVII в. нападения татар на Россию продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1653 гг. оборонительной черты, вошедшей в историю, как Белгородская черта. Её протяжённость составляла 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западне Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее Белгорода – Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (Новый Оскол) и другие. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие как Хотмыжск и Яблонов. В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской черте, были и служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки — это лица, несшие военную службу в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «Дикое Поле» и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города-крепости в степь по заранее установленному маршруту. Была у станичников  в XVI-XVII вв. ещё одна обязанность — поджог степей, осуществлявшийся нередко на больших пространствах. Степь жгли для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Не менее эффективным средством борьбы с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.

Сильной русской крепостью на Поле стал в 1599 г. населённый пункт в Днепро-Донской степи — Валуйка. Валуйская крепость была построена у высокого обрывистого берега р. Валуй, с севера, юга и запада была защищена рвом четырёхметровой глубины. Земли вокруг крепости осваивались медленно, так как рядом проходили татарские дороги — Изюмский и Кальмиуский шляхи. Царская грамота воронежским воеводам Ивану Васильевичу Волынскому и Семёну Васильевичу Усову свидетельствует о высылке в Валуйки воронежских казаков и детей боярских на службу в 1625 г.

Все мы с вами знаем знаменитый на Белгородчине Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Основан он был осенью 1619 г. по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 г. по просьбе уже нового настоятеля Холковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.

В 1637-1638 гг. силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости на Красной горе, на правом берегу р. Короча. Летом 1638 г. в Белгород пришли украинские переселенцы (черкасы), бежавшие из Речи Посполитой, и многие из них выразили желание жить в Короче. За счёт привлечения черкас удалось решить проблему укомплектования нового города-крепости служилыми людьми.

Строительство Белгородской черты стимулировало процессы колонизации южных окраин Российского государства. Уже к началу массового переселения выходцев с правобережной Украины за пределами Белгородской оборонительной черты существовала система опорных пунктов из крепостей-острогов. Эти остроги возводились как силами московских служилых людей, так и черкас, перешедших на службу России в поисках защиты от польского угнетения или поселившихся на землях вблизи Белгородской оборонительной черты.

Пригородные слободы, сёла и деревни заселялись служивыми людьми из различных районов Российского государства. Служилыми людьми из города Хотмыжск, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари, были основаны слободы на Ворскле – Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. Болховец заселён в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В г. Царёв-Алексеев,  впоследствии переименованный в Новый Оскол, в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. (слайд 14 Казацкий городок. XVII в.) В 1652 г. 2000 казаков - черкас, выходцев из Левобережной Украины и Приднепровья, во главе с полковником Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия были вынуждены проситься «на вечную службу» в Россию. Как раз в этот период началось строительство города Острогожска и многие казаки обосновались здесь. Этот казачий полк получил название «Острогожский» - по имени заложенного города Острогожска, в котором казаки и были поселены.  К югу от территории этого слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они  расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

С 1638 г. появляются украинские переселенцы и на Белгородской черте, сначала в Короче и Усёрде, затем и в других городах.

Учитывая значение украинских переселенцев в освоении южных рубежей страны, московские власти создавали им режим наибольшего благоприятствования и жаловали льготы на казацкую и пограничную службу,  на промыслы и торговлю, их сёла называли слободами, а они сами – слобожанами. Переселенцы по мере прибытия на земли Слобожанщины организовывались в казацкие полки. (слайд 16 Карта Слободско-Украинских полков) Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре Слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского выделился Изюмский полк. Часть территории нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Слобода Ровеньки входила в состав Острогожского Слободского полка; Грайворон и Хотмыжск – в состав Ахтырского Слободского полка. Слободские полки подчинялись белгородскому воеводе. С 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белгородской черте. Все эти полки входили в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Слободские казачьи полки являлись военно-административными округами с делением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. (слайд 17 Войсковой старшина и войсковой атаман) В сотенную администрацию входили: сотник (осуществлял повседневное общее руководство), ввозный (решал спорные и судебные вопросы), есаул  (занимался боевой подготовкой, караульно-охранной службой, надзором за вооружением, провиантом), атаманы (контролировали исполнение распоряжений сотника и руководили казачьими общинами), хорунжие (привилегированная группа казаков в полку, которые были претендентами на занятие вакансий руководящих должностей). (слайд 18 Казак выборный и казак подпомощник) Слободское украинское казачество в XVII в. в связи с ростом имущественного неравенства подразделялось на выборных казаков, находившихся на полковой службе и на казацких подпомощников. Подпомощники оказывали материальную помощь казакам в несении службы и составляли резерв полковых казаков.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско-Украинскую губернию с центром в г. Харькове. Полки выборных казаков были уничтожены, а вместо них сформированы гусарские полки. Казачье управление было заменено гражданским. Области, называвшиеся полками, были названы провинциями, вместо сотен появились комиссарства. Представители казачьей верхушки стали первыми помещиками, получили дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поместья вместе с крестьянами. Рядовых казаков лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами.

В конце XVII-XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, значительная часть осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В последующие десятилетия население городов значительно выросло. Основная масса состояла из казаков-землевладельцев, увеличилось количество ремесленников, торговцев и других мещанских элементов. Войсковые обыватели, а также однодворцы, мещане и помещичьи крестьяне вовлекались в ремесленное производство. Ремесленники являлись основной производительной силой в формировавшемся городском населении. В украинской слободе Борисовке Грайворонского уезда крепостные графа Б. Шереметева занимались иконописью. В крупной украинской слободе Великомихайловке Новооскольского уезда население занималось кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным промыслами. В украинской слободе Стригуны Грайворонского уезда выращивали на продажу лук. Во многих крупных украинских слободах Воронежской губернии продолжали заниматься винокурением. Центрами кустарных промыслов в Курской губернии были Великомихайловка, Борисовка, Мирополье, Томаровка, в Воронежской губернии - Воронцовка. Эти сёла, как и многие другие крупные торговые сёла Курской и Воронежской губерний, были заселены выходцами из Украины и их потомками.

В течение XIX-XX вв. потомки служилого казачества вставали на защиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения, казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Будённого. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец слободы Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа. Они никогда не знали рабства, отсюда их первое и главное достоинство — чувство внутренней свободы. «Казак без веры - не казак» - гласит народная поговорка. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной веры.  Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.

4 ноября православная общественность отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. День иконы Казанской Божией Матери является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ».

 

Пресс-служба БКО СКР

 

 

 

 

Музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества»

31 октября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества» с темой «Казачество в истории Белгородчины», на которую прибыли курсанты Белгородского юридического института МВД России им. Путилина.

Гостями мероприятии стали казаки Белгородского казачьего округа Союза казаков России во главе с атаманом Евгением Ивановичем Костюковым:  кандидат исторических наук, член Общественной палаты Белгородской области Виктор Васильевич Овчинников;, доктор исторических наук, профессор кафедры украиноведения БелГУ Н.Н. Олейник; Почётный гражданин Белгородской области, начальник производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия А.В. Кулабухов и др.

Участники музейной гостиной познакомились с историей заселения и освоения Белгородского края, в которой важную роль играли и казаки. Событием, способствующим заселению и хозяйственному освоению южных окраин России, было сооружение Белгородской черты. В числе людей, строивших и нёсших службу на Белгородской черте, были служилые казаки.

В своих выступлениях Овчинников В.В. и Кулабухов А.В. подробно рассказали об истории казачества, слободских казачьих полках, Белгородском разрядном полке и Белгородской области.

На встрече, согласно предоставленному слову для выступления и поступившему предложению, выступивший атаман Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «Белгородский казачий округ», потомственный казак Костюков Евгений Иванович, рассказал о себе и о Белгородском казачьем округе, как возрождалось уже в наше время казачество на Белгородчине и что происходит на этом поприще сейчас. Рассказал об активной деятельности по военно-патриотической и духовно-нравственной работе кадетов и курсантов военно-исторического клуба «Белгородская Засечная Черта» Новооскольской станицы Белгородского казачьего округа Союза Казаков России – атаман подъесаул Павел Загорулько.

Ведущие – сотрудники музея, подробно рассказали участникам музейной гостиной о том, что история зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. На Руси казаками назывались вольные люди, несшие военную службу на окраинах страны. Трудно назвать любую другую национальную, этносоциальную, культурную группу на территории древней Руси, которая подобно казачеству, защищая Россию, с таким же упорством и самоотверженностью сохраняла свои вольности, держалась за свой традиционный самобытный уклад жизни.

Возникшие в XVI в. на всём юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины выступали как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и колонизаторами границ. Выживание казаков в экстремальных условиях «Дикого Поля», как тогда называли огромные просторы южных степей, включавшие и современную территорию Белгородчины, требовало постоянного ведения военных действий, которые носили тогда и оборонительный, и наступательный характер.

Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи,  где кочевали татарские отряды, были источником постоянной опасности для славянского мира. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство, многих потом продавали на невольничьих рынках. Через современную территорию Белгородского края проходили «сакмы» - Муравский, Кальмиусский и Изюмский, которые вели вглубь России, на Москву.

В конце  XVI в. на южной границе Московского государства появляются первые города: Белгород, Валуйки, Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их строительство было по тем временам мероприятием грандиозным. Однако, это не просто города, это города-крепости. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы Русского государства, поставить преграду на путях вторжения противника в пределы Московии. Задача была очень сложной. Татарская конница была быстрой и лёгкой, а просторы российские таковы, что всегда была возможность проложит новые дороги взамен преграждённых.

Казаки славились своей храбростью. А в то время это особенно ценилось. Ведь для службы в новых городах и в пограничных районах требовались люди особого склада – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г., за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола, появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI в. В первой половине XVII в. нападения татар на Россию продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1653 гг. оборонительной черты, вошедшей в историю, как Белгородская черта. Её протяжённость составляла 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западне Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее Белгорода – Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (Новый Оскол) и другие. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие как Хотмыжск и Яблонов. В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской черте, были и служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки — это лица, несшие военную службу в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «Дикое Поле» и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города-крепости в степь по заранее установленному маршруту. Была у станичников  в XVI-XVII вв. ещё одна обязанность — поджог степей, осуществлявшийся нередко на больших пространствах. Степь жгли для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Не менее эффективным средством борьбы с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.

Сильной русской крепостью на Поле стал в 1599 г. населённый пункт в Днепро-Донской степи — Валуйка. Валуйская крепость была построена у высокого обрывистого берега р. Валуй, с севера, юга и запада была защищена рвом четырёхметровой глубины. Земли вокруг крепости осваивались медленно, так как рядом проходили татарские дороги — Изюмский и Кальмиуский шляхи. Царская грамота воронежским воеводам Ивану Васильевичу Волынскому и Семёну Васильевичу Усову свидетельствует о высылке в Валуйки воронежских казаков и детей боярских на службу в 1625 г.

Все мы с вами знаем знаменитый на Белгородчине Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Основан он был осенью 1619 г. по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 г. по просьбе уже нового настоятеля Холковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.

В 1637-1638 гг. силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости на Красной горе, на правом берегу р. Короча. Летом 1638 г. в Белгород пришли украинские переселенцы (черкасы), бежавшие из Речи Посполитой, и многие из них выразили желание жить в Короче. За счёт привлечения черкас удалось решить проблему укомплектования нового города-крепости служилыми людьми.

Строительство Белгородской черты стимулировало процессы колонизации южных окраин Российского государства. Уже к началу массового переселения выходцев с правобережной Украины за пределами Белгородской оборонительной черты существовала система опорных пунктов из крепостей-острогов. Эти остроги возводились как силами московских служилых людей, так и черкас, перешедших на службу России в поисках защиты от польского угнетения или поселившихся на землях вблизи Белгородской оборонительной черты.

Пригородные слободы, сёла и деревни заселялись служивыми людьми из различных районов Российского государства. Служилыми людьми из города Хотмыжск, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари, были основаны слободы на Ворскле – Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. Болховец заселён в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В г. Царёв-Алексеев,  впоследствии переименованный в Новый Оскол, в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. (слайд 14 Казацкий городок. XVII в.) В 1652 г. 2000 казаков - черкас, выходцев из Левобережной Украины и Приднепровья, во главе с полковником Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия были вынуждены проситься «на вечную службу» в Россию. Как раз в этот период началось строительство города Острогожска и многие казаки обосновались здесь. Этот казачий полк получил название «Острогожский» - по имени заложенного города Острогожска, в котором казаки и были поселены.  К югу от территории этого слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они  расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

С 1638 г. появляются украинские переселенцы и на Белгородской черте, сначала в Короче и Усёрде, затем и в других городах.

Учитывая значение украинских переселенцев в освоении южных рубежей страны, московские власти создавали им режим наибольшего благоприятствования и жаловали льготы на казацкую и пограничную службу,  на промыслы и торговлю, их сёла называли слободами, а они сами – слобожанами. Переселенцы по мере прибытия на земли Слобожанщины организовывались в казацкие полки. (слайд 16 Карта Слободско-Украинских полков) Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре Слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского выделился Изюмский полк. Часть территории нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Слобода Ровеньки входила в состав Острогожского Слободского полка; Грайворон и Хотмыжск – в состав Ахтырского Слободского полка. Слободские полки подчинялись белгородскому воеводе. С 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белгородской черте. Все эти полки входили в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Слободские казачьи полки являлись военно-административными округами с делением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. (слайд 17 Войсковой старшина и войсковой атаман) В сотенную администрацию входили: сотник (осуществлял повседневное общее руководство), ввозный (решал спорные и судебные вопросы), есаул  (занимался боевой подготовкой, караульно-охранной службой, надзором за вооружением, провиантом), атаманы (контролировали исполнение распоряжений сотника и руководили казачьими общинами), хорунжие (привилегированная группа казаков в полку, которые были претендентами на занятие вакансий руководящих должностей). (слайд 18 Казак выборный и казак подпомощник) Слободское украинское казачество в XVII в. в связи с ростом имущественного неравенства подразделялось на выборных казаков, находившихся на полковой службе и на казацких подпомощников. Подпомощники оказывали материальную помощь казакам в несении службы и составляли резерв полковых казаков.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско-Украинскую губернию с центром в г. Харькове. Полки выборных казаков были уничтожены, а вместо них сформированы гусарские полки. Казачье управление было заменено гражданским. Области, называвшиеся полками, были названы провинциями, вместо сотен появились комиссарства. Представители казачьей верхушки стали первыми помещиками, получили дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поместья вместе с крестьянами. Рядовых казаков лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами.

В конце XVII-XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, значительная часть осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В последующие десятилетия население городов значительно выросло. Основная масса состояла из казаков-землевладельцев, увеличилось количество ремесленников, торговцев и других мещанских элементов. Войсковые обыватели, а также однодворцы, мещане и помещичьи крестьяне вовлекались в ремесленное производство. Ремесленники являлись основной производительной силой в формировавшемся городском населении. В украинской слободе Борисовке Грайворонского уезда крепостные графа Б. Шереметева занимались иконописью. В крупной украинской слободе Великомихайловке Новооскольского уезда население занималось кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным промыслами. В украинской слободе Стригуны Грайворонского уезда выращивали на продажу лук. Во многих крупных украинских слободах Воронежской губернии продолжали заниматься винокурением. Центрами кустарных промыслов в Курской губернии были Великомихайловка, Борисовка, Мирополье, Томаровка, в Воронежской губернии - Воронцовка. Эти сёла, как и многие другие крупные торговые сёла Курской и Воронежской губерний, были заселены выходцами из Украины и их потомками.

В течение XIX-XX вв. потомки служилого казачества вставали на защиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения, казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Будённого. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец слободы Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа. Они никогда не знали рабства, отсюда их первое и главное достоинство — чувство внутренней свободы. «Казак без веры - не казак» - гласит народная поговорка. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной веры.  Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.

4 ноября православная общественность отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. День иконы Казанской Божией Матери является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ».

 

Пресс-служба БКО СКР

 

 

 

 

Музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества»

31 октября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «На страже южных рубежей Отечества» с темой «Казачество в истории Белгородчины», на которую прибыли курсанты Белгородского юридического института МВД России им. Путилина.

Гостями мероприятии стали казаки Белгородского казачьего округа Союза казаков России во главе с атаманом Евгением Ивановичем Костюковым:  кандидат исторических наук, член Общественной палаты Белгородской области Виктор Васильевич Овчинников;, доктор исторических наук, профессор кафедры украиноведения БелГУ Н.Н. Олейник; Почётный гражданин Белгородской области, начальник производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия А.В. Кулабухов и др.

Участники музейной гостиной познакомились с историей заселения и освоения Белгородского края, в которой важную роль играли и казаки. Событием, способствующим заселению и хозяйственному освоению южных окраин России, было сооружение Белгородской черты. В числе людей, строивших и нёсших службу на Белгородской черте, были служилые казаки.

В своих выступлениях Овчинников В.В. и Кулабухов А.В. подробно рассказали об истории казачества, слободских казачьих полках, Белгородском разрядном полке и Белгородской области.

На встрече, согласно предоставленному слову для выступления и поступившему предложению, выступивший атаман Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «Белгородский казачий округ», потомственный казак Костюков Евгений Иванович, рассказал о себе и о Белгородском казачьем округе, как возрождалось уже в наше время казачество на Белгородчине и что происходит на этом поприще сейчас. Рассказал об активной деятельности по военно-патриотической и духовно-нравственной работе кадетов и курсантов военно-исторического клуба «Белгородская Засечная Черта» Новооскольской станицы Белгородского казачьего округа Союза Казаков России – атаман подъесаул Павел Загорулько.

Ведущие – сотрудники музея, подробно рассказали участникам музейной гостиной о том, что история зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. На Руси казаками назывались вольные люди, несшие военную службу на окраинах страны. Трудно назвать любую другую национальную, этносоциальную, культурную группу на территории древней Руси, которая подобно казачеству, защищая Россию, с таким же упорством и самоотверженностью сохраняла свои вольности, держалась за свой традиционный самобытный уклад жизни.

Возникшие в XVI в. на всём юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины выступали как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и колонизаторами границ. Выживание казаков в экстремальных условиях «Дикого Поля», как тогда называли огромные просторы южных степей, включавшие и современную территорию Белгородчины, требовало постоянного ведения военных действий, которые носили тогда и оборонительный, и наступательный характер.

Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи,  где кочевали татарские отряды, были источником постоянной опасности для славянского мира. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство, многих потом продавали на невольничьих рынках. Через современную территорию Белгородского края проходили «сакмы» - Муравский, Кальмиусский и Изюмский, которые вели вглубь России, на Москву.

В конце  XVI в. на южной границе Московского государства появляются первые города: Белгород, Валуйки, Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их строительство было по тем временам мероприятием грандиозным. Однако, это не просто города, это города-крепости. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы Русского государства, поставить преграду на путях вторжения противника в пределы Московии. Задача была очень сложной. Татарская конница была быстрой и лёгкой, а просторы российские таковы, что всегда была возможность проложит новые дороги взамен преграждённых.

Казаки славились своей храбростью. А в то время это особенно ценилось. Ведь для службы в новых городах и в пограничных районах требовались люди особого склада – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г., за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола, появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI в. В первой половине XVII в. нападения татар на Россию продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1653 гг. оборонительной черты, вошедшей в историю, как Белгородская черта. Её протяжённость составляла 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западне Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее Белгорода – Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (Новый Оскол) и другие. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие как Хотмыжск и Яблонов. В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской черте, были и служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки — это лица, несшие военную службу в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «Дикое Поле» и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города-крепости в степь по заранее установленному маршруту. Была у станичников  в XVI-XVII вв. ещё одна обязанность — поджог степей, осуществлявшийся нередко на больших пространствах. Степь жгли для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Не менее эффективным средством борьбы с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.

Сильной русской крепостью на Поле стал в 1599 г. населённый пункт в Днепро-Донской степи — Валуйка. Валуйская крепость была построена у высокого обрывистого берега р. Валуй, с севера, юга и запада была защищена рвом четырёхметровой глубины. Земли вокруг крепости осваивались медленно, так как рядом проходили татарские дороги — Изюмский и Кальмиуский шляхи. Царская грамота воронежским воеводам Ивану Васильевичу Волынскому и Семёну Васильевичу Усову свидетельствует о высылке в Валуйки воронежских казаков и детей боярских на службу в 1625 г.

Все мы с вами знаем знаменитый на Белгородчине Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Основан он был осенью 1619 г. по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 г. по просьбе уже нового настоятеля Холковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.

В 1637-1638 гг. силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости на Красной горе, на правом берегу р. Короча. Летом 1638 г. в Белгород пришли украинские переселенцы (черкасы), бежавшие из Речи Посполитой, и многие из них выразили желание жить в Короче. За счёт привлечения черкас удалось решить проблему укомплектования нового города-крепости служилыми людьми.

Строительство Белгородской черты стимулировало процессы колонизации южных окраин Российского государства. Уже к началу массового переселения выходцев с правобережной Украины за пределами Белгородской оборонительной черты существовала система опорных пунктов из крепостей-острогов. Эти остроги возводились как силами московских служилых людей, так и черкас, перешедших на службу России в поисках защиты от польского угнетения или поселившихся на землях вблизи Белгородской оборонительной черты.

Пригородные слободы, сёла и деревни заселялись служивыми людьми из различных районов Российского государства. Служилыми людьми из города Хотмыжск, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари, были основаны слободы на Ворскле – Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. Болховец заселён в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В г. Царёв-Алексеев,  впоследствии переименованный в Новый Оскол, в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. (слайд 14 Казацкий городок. XVII в.) В 1652 г. 2000 казаков - черкас, выходцев из Левобережной Украины и Приднепровья, во главе с полковником Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия были вынуждены проситься «на вечную службу» в Россию. Как раз в этот период началось строительство города Острогожска и многие казаки обосновались здесь. Этот казачий полк получил название «Острогожский» - по имени заложенного города Острогожска, в котором казаки и были поселены.  К югу от территории этого слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они  расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

С 1638 г. появляются украинские переселенцы и на Белгородской черте, сначала в Короче и Усёрде, затем и в других городах.

Учитывая значение украинских переселенцев в освоении южных рубежей страны, московские власти создавали им режим наибольшего благоприятствования и жаловали льготы на казацкую и пограничную службу,  на промыслы и торговлю, их сёла называли слободами, а они сами – слобожанами. Переселенцы по мере прибытия на земли Слобожанщины организовывались в казацкие полки. (слайд 16 Карта Слободско-Украинских полков) Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре Слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского выделился Изюмский полк. Часть территории нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Слобода Ровеньки входила в состав Острогожского Слободского полка; Грайворон и Хотмыжск – в состав Ахтырского Слободского полка. Слободские полки подчинялись белгородскому воеводе. С 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белгородской черте. Все эти полки входили в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Слободские казачьи полки являлись военно-административными округами с делением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. (слайд 17 Войсковой старшина и войсковой атаман) В сотенную администрацию входили: сотник (осуществлял повседневное общее руководство), ввозный (решал спорные и судебные вопросы), есаул  (занимался боевой подготовкой, караульно-охранной службой, надзором за вооружением, провиантом), атаманы (контролировали исполнение распоряжений сотника и руководили казачьими общинами), хорунжие (привилегированная группа казаков в полку, которые были претендентами на занятие вакансий руководящих должностей). (слайд 18 Казак выборный и казак подпомощник) Слободское украинское казачество в XVII в. в связи с ростом имущественного неравенства подразделялось на выборных казаков, находившихся на полковой службе и на казацких подпомощников. Подпомощники оказывали материальную помощь казакам в несении службы и составляли резерв полковых казаков.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско-Украинскую губернию с центром в г. Харькове. Полки выборных казаков были уничтожены, а вместо них сформированы гусарские полки. Казачье управление было заменено гражданским. Области, называвшиеся полками, были названы провинциями, вместо сотен появились комиссарства. Представители казачьей верхушки стали первыми помещиками, получили дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поместья вместе с крестьянами. Рядовых казаков лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами.

В конце XVII-XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, значительная часть осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В последующие десятилетия население городов значительно выросло. Основная масса состояла из казаков-землевладельцев, увеличилось количество ремесленников, торговцев и других мещанских элементов. Войсковые обыватели, а также однодворцы, мещане и помещичьи крестьяне вовлекались в ремесленное производство. Ремесленники являлись основной производительной силой в формировавшемся городском населении. В украинской слободе Борисовке Грайворонского уезда крепостные графа Б. Шереметева занимались иконописью. В крупной украинской слободе Великомихайловке Новооскольского уезда население занималось кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным промыслами. В украинской слободе Стригуны Грайворонского уезда выращивали на продажу лук. Во многих крупных украинских слободах Воронежской губернии продолжали заниматься винокурением. Центрами кустарных промыслов в Курской губернии были Великомихайловка, Борисовка, Мирополье, Томаровка, в Воронежской губернии - Воронцовка. Эти сёла, как и многие другие крупные торговые сёла Курской и Воронежской губерний, были заселены выходцами из Украины и их потомками.

В течение XIX-XX вв. потомки служилого казачества вставали на защиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения, казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Будённого. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец слободы Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа. Они никогда не знали рабства, отсюда их первое и главное достоинство — чувство внутренней свободы. «Казак без веры - не казак» - гласит народная поговорка. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной веры.  Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.

4 ноября православная общественность отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. День иконы Казанской Божией Матери является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ».

 

Пресс-служба БКО СКР

 

 

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: