Главная Мнения. Общество и казаки Обращение казаков братства «Терек»...

Дорогой Павел Филиппович, батька!

Пишем тебе не для того, чтобы обидеть, а от сердца, где неспокойно за наши казачьи дела. Выдержали после поездки на совет атаманов несколько дней, чтоб не сгоряча, посоветовались и шлем тебе наши мысли и чаяния.

Уже минуло два года после больших интернет-дебатов о возрождении казачьей культуры. Нами тогда была написана резолюция и отправлена в штаб СКР (посылаем ее повторно). В споре участвовало более ста человек. Уже тогда интуитивно чувствовалась угроза. Писатель Дмитрий Михайлович Балашов, наш земляк новгородец учил нас, «народная культура, вырванная из своей среды, неминуемо превращается в суррогат». Мы убеждены, что нельзя делить нас на зрителей и артистов, все должны быть активными участниками, творцами праздника. Сохраняя традицию, нельзя менять формат праздника на формат фестиваля. Петь, плясать и драться мы должны сами и вместе. Только так можно сохранить и приумножить. Мы все должны быть творцами культуры, а не ее потребителями.

С уважением есаул СКР Вадим Боголаев.

 

Резолюция по теме : «Обращения казаков братства «Терек» к V Всероссийскому фестивалю казачьих традиций «Слава казачья…»»

(в тексте резолюции использованы материалы писем участников обсуждения).

Союз казаков России своими главными задачами объявил сохранение психологического типа казака. «Либо это будет человек с рыночной психологией «купи- продай», для которого Родина там, где можно заработать. Либо это будет казак патриот, вошедший в Париж и гарцевавший на коне по Берлину (П.Ф. Задорожный).

Поэтому у нас у казаков вызывает обеспокоенность и тревогу, что культура казачья запущенная в рыночные отношения, даст результаты противоположные ее смысловому назначению.

Народная песня никогда и никому не являлась источником дохода. В песне жила душа народа, а душой, слава Богу, дорожили.

Все дошедшие до нас народные песни передавались из уст в уста поколениями, человек, прежде чем запеть песню годами вслушивался в нее, тихонько подпевая, проникаясь духом песни, воспринимая стилистику. Поэтому народные песни столетиями не менялись или менялись едва заметно, воспринимались, как огромная ценность и сохранение их в подлинном звучании, в первозданном виде являлось делом чести.

Трудно представить, что представляли бы из себя наши предки, если бы их воспитание проходило в платных "мастер-классах. Никогда не стоял в таких делах между старшими и младшими, между мастерами и учениками золотой телец. Подобные мастер-классы никогда не воспитают человека настоящей казачьей общины.

Народное принадлежит народу. Взятое у народа, должно бесплатно предоставляться, по первому же запросу.  ,Фольклорный архив - это накопитель и хранитель, свободный для доступа любого

желающего ознакомиться и заниматься Традицией, а не банк с ячейками и сейфами, с доступом для избранных "скупых рыцарей". Нельзя позволять развешивать ценники на наши культурные ценности, и кидать их в рынок, применяя бизнес-технологии, если мы не хотим чтобы все это обесценилось и перестало иметь смысл.

Как считают устроители фестивалей и мастер - классов, таким образом, они пропагандируют Традицию. Но, на наш взгляд они занимаются развращением публики.

Традиция должна сохраняться в исторически сложившихся формах!

Нововведения: платные мастер классы, платные фестивали нельзя считать традиционной казачьей культурой. Они являются сценической формой музыкального искусства.

Наше обращение ставит своей целью: заострить внимание на правильном восприятии традиционной культуры и её различение от сценических переработок.

Место традиционной казачьей культуры – община.

Место сценической переработки – концертные залы, эстрадные площадки с их денежными отношениями.

Необходима не широкая популяризация, а работа по сбережению и сохранению казачьей культуры, чтобы её результаты развивали и воспитывали сам казачий народ и восстановили его в его историческом предназначении быть опорой и защитой Отечества нашего.

Данный текст резолюции отослан Верховному атаману Союза казаков России Павлу Филипповичу Задорожному, для дальнейшей передачи его в казачьи общины России и Зарубежья.

О фестивале…

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь,- писал в своё время Александр Сергеевич Грибоедов. Когда читаешь план подготовки и проведения 1-го международного фестиваля «Казачья станица Москва» понимаешь, насколько эти слова актуальны. Очень похоже на то, что, не сумев подавить казачье возрождение силой, нынешние баре от власти решили задушить его в нежных объятьях «любви». Данный фестиваль и подобные ему мероприятия яркое тому свидетельство. Уже при прочтении плана подготовки и проведения фестиваля возникает ряд вопросов.

Начнём с названия. Мало-мальски грамотный казак знает, что такое станица. Подзабывшим напомню: станицей в давние времена у казаков назывался практически любой отряд. Так казачьи посольства в Москву в XVI-XVII веках и позднее именовались станицами. В XVIII-XIX веках установился порядок, когда взамен большого количества поименовний казачьих поселений остались два: станица и хутор. Особенностью названий станиц было то, что они всегда были именами прилагательными, на пример, станица Мальчевская, станица Старо-Павловская. Поэтому в казачьей традиции было бы сказать станица Московская, а никак не станица Москва. Сочинявшие это название, видимо, где-то чувствовали несуразицу, поэтому к слову станица

добавили определение казачья. Получилось уж полная чепуха или масло масленое. Неказачьих станиц в природе просто не существует. Налицо полное незнание или игнорирование казачьих традиций.

Далее. Заявлен фестиваль. Не очень понятно, почему вместо русского слова праздник использовано производное от латинского festivus, что, собственно, и означает праздник, веселье. Но дальше – больше. В ходе фестиваля-праздника планируется проведение смотра-конкурса казачьей песни и пляски. А конкурс это, извините, уже «соискательство нескольких лиц на получение награды, премии». (А.Н.Чудинов «Словарь иностранных слов русского языка» 1910 год). Этимологически слова конкурс и конкуренция связаны неразрывными узами. Так вот, где собака зарыта: казаков всеми правдами и неправдами пытаются вогнать в рамки нынешнего либерального мирка с его войной всех против всех и лозунгом «всё на продажу». Для этого на фестивале всё предусмотрено. Имеется главная сцена оченно приличных размеров: ширина по порталам 16 метров ( не шибко грамотные авторы проекта указали только ширину зеркала сцены, видимо не зная, что у него в качестве неотъемлемого параметра есть ещё и высота), глубина – 12, световое оборудование, звук не менее 50-ти кВт, 2 светодиодных экрана 6*4 м., пультовая, декорации. Размеры двух малых сцен не указаны, но на них предполагается иметь световое оборудование, декорации и звук по 5 кВт на каждой плюс шатры для жюри, а также партеры для зрителей. Всё вместе это больше напоминает райдер рок-фестиваля или байк-шоу, нежели подготовительные мероприятия праздника казачьей культуры и традиций. Трудно себе представить на такой навороченной сцене простых станичников, поющих и танцующих не за деньги, а потому, что душа просит. Но это ещё не все штучки-дрючки. Планом предусмотрено, что на сценических площадках, цитирую: «звучит фоновая музыка, создающая праздничное настроение». То есть, мало того, что изначально всех оторвали от земли, за ставив взгромоздиться на «сценические площадки», поделили на зрителей и «артистов» (говоря современным либеральным языком, одни станут оказывать услуги, а другие эти услуги потреблять), так вдобавок собираются задавить всё фоновой музыкой, чтобы напрочь исключить любое живое общение. Ещё 10 кВт звука добавят «конно-спортивная площадка и площадка казачьих состязаний» (так в оригинале). Итого в сумме мощность звука подбирается к ста киловаттам. Тут уж не до человеческого общения. Только успевай заглатывать впечатления. Развлечений хоть отбавляй и на любой вкус. Тут тебе и молебен в обыденном храме, и выступление официальных лиц, и выступление почётных гостей фестиваля, и вручение официальным лицам казачьих подарков от почётных гостей (шашки, бурки и т.д.), и плац-парад казачьих сил, конный парад, и показательные выступления по джигитовке, и катание верхом и в повозках, и показательные выступления по фланкировке (ай, какое красивое слово, надо запомнить) шашкой, и интерактивная программа со спортивными состязаниями и традиционными казачьими забавами, и мастер-классы по традиционным ремёслам, и традиционные казачьи игры, деревянный городок аттракционов, два сеанса кинопоказов, творческие презентации казачьих куреней, сопровождающиеся тематическим видеорядом и концертными номерами, показ казачьей моды, демонстрация амуниции и формы всех ВКО, историческая реконструкция знаковых для казачества событий, выступление казачьих хоров и профессиональных ансамблей, ярмарка, зона общественного питания (?), международная казачья конференция, традиционный казачий свадебный обряд, магазины казачьей утвари, вечерний концерт с участием лучших казачьих ансамблей России, солистов проекта «Этносфера», а также звёзд российской эстрады, и завершит программу выступление популярного исполнителя российской эстрады. Будет, наверняка, в достатке разного телевизионного люда. Не хватает только двух вещей: фейерверка и…казачьего духа.

Простите, братцы, за иронию. Самому горько. Такие, с позволения сказать, фестивали-конкурсы не для поддержания и укрепления казачьего духа проводятся. Пилятся на них наши с вами общие денежки, да поднабиваются бумажники, что бы потом реализовалось их содержимое домишками в три-четыре-пять этажей в ближайшем Подмосковье. Делаются подобные мероприятия по единой отработанной и обкатанной схеме. Под эту схему «заточены» фирмы, занимающиеся звуком, светом, сценическим оборудованием, торговлей, общепитом. Всё вместе это называется шоу-бизнесом. Что казаки, что не казаки, ему всё равно. А вот нам не всё равно. Хотим мы собираться вместе по праздникам, чтобы попеть, поплясать? Конечно, хотим! Хотим мы показать свои воинские умения, да посостязаться и выявить сильнейших? Хотим! При царях собирались казаки и демонстрировали свою лихость и ловкость, и сейчас хочется того же. Это в крови. Только причём тут шоу-бизнес и бизнес вообще. Одно дело собраться, чтобы себя показать и других посмотреть, а другое – подороже продать своё умение. Когда всё бескорыстно, тогда и выглядит всё по-другому. Не нужны тогда сценические площадки. Площадка одна на всех – это просто земля. Нет зрителей и исполнителей – все участники. Нет никаких смотров-конкурсов, потому что нет соревнования. А в чём, собственно, соревноваться? Кто лучше бережёт традицию? Чепуха какая-то. Традиция или её отсутствие суть образ жизни, но не спорт или торговля. Торговля раз за разом пытается превратить традицию в товар, но Божий промысел, наверное, в том, что, став товаром, традиция мгновенно умирает.

Ещё есть такая думка, что казачьи фестивали нужнее там, где казакам сегодня приходится особенно тяжко: на Кавказе, в Сибири. Там бы они позволяли местным казакам почувствовать себя частью большого казачьего сообщества, укрепляли бы дух. И тем, кто противостоит казакам, мозги бы маленько прочищали.

Хорунжий СКР Александр Щербин

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 2812310