Главная Доклады и выступления О ВОСПИТАНИИ ДОСТОЙНОГО ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Доклад Совету Атаманов 
Общероссийской общественной организации 
"Союз казаков" ,
г. Воронеж ,18.08.2012 года.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь

Уважаемые Государственные мужи!
Честные отцы!
Уважаемые Члены Атаманского Совета! 
Уважаемые гости!

Данный отрезок времени как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Под ценностями понимают то, что свято для конкретного человека - Добро, Истина и Красота. Именно эти и другие ценности постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой.

Многие вопросы стали решать деньги. Ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.

Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений.

Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты; занимающий активную жизненную позицию; интеллектуально развитый; знающий компьютер; владеющий родным - русским, одним или несколькими иностранными языками; умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям; приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества; ведущий здоровый образ жизни; нравственно состоятельный; эстетически просвещенный; способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения как подвижника возрождения и развития нации должен составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно, в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения, действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.

Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы, как мечта о совершенном, должном, идеальном. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий. Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи, социально обусловленных заболеваний;

- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;

- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;

- выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;

- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения;

- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

После успешного проведения VIII-Большого круга МЫ с членами Атаманского правления побывали на святой Горе Афон.

Беседуя со старцем, я понял что он богослов у него не было академических знаний но было знание БОГА от самого БОГА, недоступное большинству людей.

И мне пршли на память слова приснопамятного Владыки Митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского ИОАННА (СНЫЧЕВА).

Чем мы отличаемся от наших предков, которые знали Бога: они мало знали, но знали ГЛАВНОЕ, мы же знаем много, только не знаем ГЛАВНОГО.

ТАК ЧТО ЖЕ НЕОБХОДИМО НАМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ДОСТОЙНОЕ ПОКОЛЕНИЕ КАЗАКОВ?

1. НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ И ВНУКИ ПОЗНАЛИ БОГА.

2. ЧТОБЫ БЫЛО У НАШИХ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ ПОНЯТИЕ ГРЕХА.

3. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ, ДУШЕВНОГО И ТЕЛЕСНОГО СОСТАВА ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА.

4. РАЗЪЯСНИТЬ ИМ О КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ ПАДЕНИЯ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ПРЕЛЕСТИ.

5. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ СМИРЕНИЯ.

6. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ МОЛИТВЫ.

Только опираясь на Священное писание и Святоотеческое придание можно воспитать духовно-нравственного человека.

Надежды на становление и развитие православного образования и воспитания в России целиком основаны с надеждами на восстановление полноты церковной - в ее Предании, ее дисциплине, ее священноначалии, ее народе Божием. Сегодня Церковь продолжает работу, которую начала в ХIХ веке и которая была прервана годами гонений - восстановление святоотеческого наследия как важнейшей части церковного образования.

Освоение святоотеческого наследия в равной мере задача и священнослужителей, и мирян, и ее решение требует развития общей образованности.

Православный человек, живя в мире, может далеко исходить из церковной ограды, взгляд его может погружаться глубоко в бездны зла, он будет говорить о мире и для мира, но его созидание вдохновляемо теми первичными различениями добра и зла, которые зиждутся на смыслах православия. Он никогда не будет отвергать церковную культуру, но будет возвращаться к Церкви, припадая к истокам, животворную силу которых он однажды испытал и навсегда доверил себя им.

Советский интернационализм обернулся для русского человека трагедией: со сложившейся своей привычкой к всеприемлемости, всетерпимости, всепрощению, но будучи лишен пребывания в церковной ограде, он, сохраняя чувство правды, утратил способность различать добро и зло, утратил средоточие духовного и нравственного равновесия.

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ БУДУЩЕЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ ДОСТОЙНОЕ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Верховный Атаман
Общероссийской общественной
организации "Союз казаков"
П.Ф. Задорожный.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 2938875