Главная Доклады и выступления МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТЫДИТЬСЯ ЭТОЙ ВОЙНЫ

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТЫДИТЬСЯ ЭТОЙ ВОЙНЫ

Отнюдь не Советский Союз спровоцировал Советско-финскую войну, завершившуюся ровно 80 лет назад

Протодиакон Владимир Василик

13.03.2020 179

80 лет назад, 12 марта 1940 года, в Москве был подписан договор о завершении Советско-финской войны. Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года. После трёх месяцев кровопролитных боёв стороны подписали договор о прекращении боевых действий. Согласно документу, война должна была закончиться в 12:00 13 марта 1940 года, напоминает «Парламентская газета».

 

Соглашение предусматривало также, что советско-финская граница сдвигалась на 150 километров вглубь Финляндии. Карельский перешеек вместе с Выборгом отходил к Советскому Союзу. Финляндия же, утратив десятую часть своей территории, к тому же обязывалась распустить армию и не участвовать во враждебных южному соседу коалициях. Однако история Второй Мировой войны показала впоследствии, что этот пункт договора финны не выполнили.

«Успех в Советско-Финской войне был достигнут исключительно высокой ценой. Потери с Советского Союза оцениваются в несколько сотен тысяч человек убитыми и пропавшими без вести, а ранеными, контуженными и обмороженными. Кроме того, эта короткая война сильно ударила по престижу Красной Армии и показала необходимость срочных реформ, - отмечает издание. - Лига наций еще в декабре 1939 года признала СССР агрессором и исключила его из своего состава. По мнению некоторых историков, эта наступательная операция СССР против Финляндии является частью Второй мировой войны. И её итоги стали одним из факторов, определивших сближение Финляндии с фашистской Германией. Кроме того, считается, что они могли определённым образом воздействовать и на руководство Рейха в отношении планов нападения на СССР».

О значении Советско-финской войны размышляет в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Финская война получила название «Незнаменитая». Вспомним слова Твардовского:

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

К сожалению, в советское время, а в особенности в постсоветский период стало принято стыдиться Советско-финской войны. А стыдиться здесь нечего.

Советско-Финская война явилась лакмусовой бумажкой и репетицией Великой Отечественной войны. Мы воевали не с одной Финляндией. Финнов поддерживали Англия и Франция, воевали европейские добровольцы.

Кроме того, за войну с Финляндией Советский Союз исключили из Лиги Наций, подвергли мировой обструкции. Англичане и французы готовились даже бомбить финские прииски. Поэтому говорить о том, что могущественный Советский Союз терзал одинокую маленькую Финляндию, было бы, по меньшей мере, неосторожно.

Война далась нам очень тяжело и не могла даться легко потому, что Финляндия в отличие от других государств, готовилась к войне и готовилась основательно. «Линия Маннергейма» действительно была очень серьезным препятствием. К тому же финская армия была подготовлена к боевым действиям в суровых финских природных условиях. Красной Армии приходилось нарабатывать боевой опыт, идя горький путём неудач и потерь. И, тем не менее, Финляндия была разгромлена и поставлена перед необходимостью капитуляции, что может считаться серьезным предвоенным достижением Красной армии.

Немецкие пропагандисты представили финскую кампанию как свидетельство слабости Красной армии. Однако преодоление таких серьезных препятствий, как «Линия Маннергейма», и тех природных условий, которые представляла собой природа Карелии в целом, можно считать достижениями Красной армии.

Существует целый ряд мифов.

В частности, утверждается, что эта война якобы была вызвана жестокой прихотью тирана Сталина, который решил обрушиться на беззащитную и безобидную мирную Финляндию. Сталин не определял свои отношения с людьми и государствами на основе эмоций, а тем более таких примитивных действий, как кровная месть. Сталин был прагматиком. Можно думать о нём что угодно, оценивать его как угодно, но то, что разум в его деятельности доминировал над чувствами, расчёт — над эмоциями, об этом пишут все, кто его знал. В данном случае, расчёт вполне понятен.

Финская граница находилась в сорока верстах от Санкт-Петербурга. Это означало, что  перед Ленинградом вставала возможность любых неожиданностей, возможность того, что любая европейская армия сможет за считанные дни взять Ленинград. Подобное границы были, когда Финляндия входила в состав Российской Империи. Но близость границ оказалась недопустимой, когда Финляндия стала независимым государством по отношению к Советской России, более того, враждебным к ней.

Стоит вспомнить русофобские акции молодой финской власти, в том числе «Выборгскую линию» 1919 года, когда в равной степени истреблялись комиссары и священники. К этому делу был причастен Маннергейм, которого у нас, к сожалению, почему-то так любят некоторые псевдоисторики и любители истории.

Финляндия реально представляла потенциальную угрозу, особенно финская граница, находившаяся столь близко к Ленинграду. Поэтому Сталин как разумный политик стремился разрешить эту проблему, преимущественно мирными средствами, но, если понадобится, то и войной. На переговорах, которые проходили осенью 1939 года Финляндии была предложена вдвое большая территориальная компенсация за землю на Карельском перешейке плюс гарантия мира и независимости. Однако, в Финляндии в это время возобладала военная риторика, нежелание идти на любые компромиссы и договоренности. Сам Маннергейм этой риторике не сочувствовал, но, тем не менее, оказался её заложником. Пришёл час, в который он активнейшим образом возглавил военные действия. Нужно отметить, что он не сделал ничего для пресечения подобных неразумных выпадов против Советского Союза и против эскалации войны. Все мирные предложения Советского Союза были отклонены, более того, начались провокации.

Провокация шли с финской стороны, как установлено в серьезных объективных исследованиях, прежде всего, Николая Ивановича Барышникова, одного из ведущих специалистов по истории Зимней войны, а также его сына Владимира Николаевича Барышникова. На эти провокации, естественно, следовало реагировать.

Конечно, следует отметить, что первоначально среди руководства Советской армии господствовали шапкозакидательские настроения. Однако, потом они быстро стихли и всё было реорганизовано согласно времени.

К февралю 1940 года был грамотно подготовлен штурм «Линии Маннергейма», которая, несмотря на чудовищные препятствия, была взята. Прагматизм Сталина стоит отметить применительно к такому факту. Хотя «Линия Маннергейма» и Выборг были взяты, а беззащитный Хельсинки лежал как на ладони, Сталин не стал его брать. Сталин не стал завоевывать Финляндию. Он прекрасно понимал, что Финляндия является инородной частью и телом для Советского Союза, а финны никогда не приживутся. Получать врага в собственном доме он не хотел. Поэтому предпочел остановиться на том, что достигнуто, не идти дальше, закрепить завоевание, что вновь показывает его трезвость и прагматизм как взвешенного и серьёзного политика.

Большинство серьёзных учёных, которые занимаются Зимней войной, прежде всего, Николай Иванович и Владимир Николаевич Барышниковы, убеждены, что именно Финляндия провоцировала Советский Союз, что виновником Зимней войны следует признать её, а также Англию и Францию, которые подстрекали финнов, обещали помочь, но серьёзной помощи так и не предоставили. Финляндия пала жертвой достаточно сложных международных игр, целью которых было втягивание Советского Союза в крупномасштабную войну. На тот момент нам удалось выйти из-под этого удара.

Мы не должны стыдиться Финской войны. Мы должны чтить её героев, в том числе погибших, потому что они погибли, в конечном счете, за свободу и независимость Советского Союза.  Если бы немцы летом 1941 года начали своё наступление с «Линии Маннергейма», ещё неизвестно, удержался бы Ленинград. А с падением Ленинграда, что признают все серьёзные историки, в том числе и мой учитель Михаил Иванович Фролов, пала бы и Россия. Потому что Москву удержать при этом не было бы никакой возможности.

Поэтому Финская война нужна была для блага и безопасности Советского Союза. То, что с послевоенной Финляндии мы смогли найти консенсус, известный статус-кво и прекрасное соседство, лишний раз говорит о мудрости советского руководства.

Обновлено (13.03.2020 14:12)

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 6846337