Главная Доклады и выступления «НАСТУПАЕТ НОВАЯ ВОЙНА – ВОЙНА ПРОТИВ НАПАДОК И ФАЛЬСИФИКАЦИИ»

«НАСТУПАЕТ НОВАЯ ВОЙНА – ВОЙНА ПРОТИВ НАПАДОК И ФАЛЬСИФИКАЦИИ»

Об итогах ХХ Всероссийских Иринарховских чтений

Иерей Владимир Мартышин

11.02.2020 287

7-8 февраля 2020 года в Борисоглебском монастыре состоялись XX Всероссийские Иринарховские чтения, сообщает пресс-служба Переславской епархии.

Иринарховские чтения были посвящены памяти преподобного Иринарха – затворника Ростовского, чей духовный подвиг, совершенный в тяжелую для Отечества годину, стоит в одном ряду с подвигами патриарха Гермогена, князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина. Традиционно для участия в форуме приезжают писатели, историки, общественные деятели, философы. В работе Чтений принял участие председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.

 

7 февраля в Администрации Борисоглебского района состоялось открытие Чтений, пленарное заседание «Пасхальная радость великой Победы» и круглый стол «Фальсификация истории и правда Победы».

8 февраля – продолжение пленарного заседания «Пасхальная радость великой Победы», педагогические семинары Л.В.Суровой и В.В.Семенцова, презентация книг.

С приветственным словом к участникам обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:

«Грядущий юбилей окончания Великой Отечественной войны задал основную тему общественной дискуссии этого года. Юбилейные — 20-е — Иринарховские чтения не стали исключением, все вы знаете, что заявленная тема Чтений звучит как "Пасхальная радость великой Победы".

Сегодня я позволю себе во многом повторить то, что уже говорил на открытие наших епархиальных Рождественских чтений, ведь их тема была также посвящена юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Как мы все прекрасно понимаем, о теме победы можно говорить в самых разных ключах, ее можно рассматривать с самых разных сторон. Что, собственно, и будет происходить на этом форуме.

И здесь я не могу не высказать своего критического отношения к именованию победы в Великой Отечественной войне "Великой победой". Это, конечно, возможно, но, с моей точки зрения, с известной степенью условности. Христианство знает только одну Великую Победу — победу Христа Спасителя над грехом и смертью.

Я не историк, я не политик, я не педагог. Я монах и, Божией милостью, архиерей. Мне, как монаху, по слову священномученика Илариона Верейского, подобает Писание знать, а не что-либо иное. Ну а как архиерею, мне прилично везде и всюду проповедовать Христа Воскресшего. Именно с этой позиции я и хочу сказать несколько слов, благо, что и заявленная тема позволяет мне это сделать.

Что такое Великая Отечественная война и что такое победа? Все мы знаем с детства заученный ответ — это подвиг нашего народа. Подвиг многократно воспетый. Подвиг, о котором не говорит только ленивый. Подвиг, о котором мы говорим сегодня, и будем говорить в обозримом будущем. И это подвиг, о котором всеми силами избегали говорить те, кто его совершил, кто действительно был на полях сражений. Дело тут не в тотальной всеобъемлющей скромности этих людей, а в том, что в подвиге нет никакой романтики, это не то, о чем хочется вспоминать и не то, чем хочется делиться. О нем хочется как можно скорее забыть. Будучи христианами, мы не можем не осмыслять любое событие или явление через призму Христова Евангелия. Ну а тема подвига самым естественным образом отсылает нас к Подвигоположнику Христу Спасителю.

Хотел ли Он идти на Крест? Есть ли и может ли быть больший Подвиг, чем совершенное Господом на Кресте? Мы знаем ответ любого христианина — нет. Он молился о том, чтобы эта чаша прошла мимо Него, но при этом Господь склонил Свою голову перед волей Отца. А говорил ли Христос о Кресте и о Своем подвиге после Воскресения? И на этот вопрос ответ нам известен — нет. Что привело Господа на Крест? Это был живущий в каждом человеке грех. Крест же — наивысшая точка соприкосновения с грехом. Получается, что любой, кто совершает подвиг, в той или иной степени соприкасается с грехом, видит грех таким, какой он есть на самом деле — отвратительным. Каждый из нас знает — в грехе нет и не может быть никакой романтики. В нем нет красоты. Да, грех как романтику и как красоту иногда, и, к сожалению, довольно часто, пытаются представить в некоторых современных произведениях искусства, например, в кино и в литературе. Но тот, кто поверит в эти сказки, обречен на страдания. Ведь за таким представлением греха нет ничего, кроме попыток самооправдания создателей этих произведений. Христианство же утверждает, что грех — это то, чего всеми силами необходимо избегать, призывая на помощь нашего Творца. Честный разговор о подвиге — это всегда разговор о грехе, с которым мы призваны бороться. Бороться в собственном сердце. А значит, и разговор о подвиге нашего народа, наших предков в Великой отечественной войне — это, в первую очередь, разговор о борьбе с грехом во всех его проявлениях. А ни в коем случае не романтизация греха.

Любой грех начинается с отрыва от Бога Живого, с потери смирения и ощущения своей связи с Творцом. С того, что Бог становится не нужным. Собственно, это то, что случилось с народом Германии в первой половине прошлого века: ощущение собственного национального величия затмило Бога и сделало излишними естественные человеческие чувства.

Мне бы хотелось перед началом Чтений пожелать всем участникам помнить об этом и именно в этом ключе рассматривать все то, о чем будет идти речь в ближайшие дни. Ужасы войны и подвиг нашего народа должен подвигать нас к борьбе с грехом в самих себе, к всецелому и искреннему ощущению, что если каждый из нас не станет на эту борьбу, еще раз и особо повторю — на борьбу с грехом в самом себе, а не в ком-то другом, — то ужасы войны могут снова реальностью. От чего да избавит нас Всемилостивый Господь!»

Итоги форума подвел в телефонном интервью «Русской народной линии» сопредседатель Чтений, член Союза писателей России, председатель Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, директор Ивановской на Лехте школы Борисоглебского района Ярославской области, преподаватель ЯГПУ им.Ушинского клирик храма Илии Пророка иерей Владимир Мартышин:

Главная тема Чтений – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Накануне Дня Победы наступает новая война – война против нападок и фальсификации, отстаивание исторической правды. Поэтому и название круглого стола «Фальсификация истории и великая Победа».

Нам необходимо быть в наступательной позиции, не расслабляться и не продавать историю, как правительство в 90-ые года ХХ века. В то время Россия сдавала позицию за позицией. Я являюсь учителем истории и помню, как в 90-ом году был разработан учебник по истории для русских по украинскому сценарию. Наша школа придерживалась традиционной позиции – исторической правды. А в 90-ые годы во многих школах учились по учебникам, в которых были заложены антироссийские и антирусские трактовки – открыто навязывалась ложь, что главную роль во Второй мировой войне сыграли США, а не Советский Союз. Вчерашние школьники, а сегодняшние родители порой воспитывают детей, не ограждая от лжи и не сообщая достоверных данных о войне.

Накануне Дня Победы наблюдается обострение нападок. Но наша задача рассказать правду и поставить все на свои места.

Результаты нашего круглого стола будут напечатаны в сборнике Чтений. К участию приглашаются эксперты с четкой и ясной позицией, государственники, желающие процветания Отчества.

Иринарховские чтения носят духовный характер, поэтому мы определяем приоритет абсолютных ценностей, наших побед и бед в свете вечной жизни. Выступающие архиереи и священнослужители дают духовно-нравственную оценку историческим и современным событиям сквозь призму Евангелия, борьбы человека с грехом.

Кроме того, мы не забываем, что пребываем на пороге важной даты – 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. По этой теме были доклады ученых Академии наук. Ведь до сих пор есть сумятица – не могут разобраться, в каком году появился на свет святой князь.

Также мы стоим на пороге 300-летия Указа Петра Первого о корабельном священстве. Пять иеромонахов нашего Борисоглебского монастыря во время Русско-японской войны были корабельными священниками. Один из них даже погиб.

Мы подвели конструктивные итоги предыдущих Чтений. Еще на вторых Чтениях мы разработали вместе с Эдуардом Фёдоровичем Володиным программу целей. В ту пору, конец 90-ых, наши задачи казались безумными. Например, установить памятники в Борисоглебске, в том числе преподобному Иринарху, создать фильмы и картины, возродить храмы и колхозы.

Подводя итоги, я отметил в своем докладе, что наши Чтения были конструктивными и продуктивными – восстановили поля и фермы (два крупнейших комплекса в стране), установлены памятники, в том числе преподобному Иринарху, Пересвету, Пожарскому. Мы возродили десятки храмов и возвели два новых храма. Созидательная роль Чтений совершенно очевидна.

В монастыре располагается так называемая штаб-квартира Чтений. Игумен Иоанн привносит как творческий человек новые идеи и темы. Он нацелен не только на молитву в монастыре, но и на созидание вокруг обители – в обществе. Возникли детские Чтения - «Сохранение добрых традиций земли Борисоглебской».

Также существуют движения за добрые традиции, за созидания, возникшие в лоне Иринарховских чтений – школьники собираются вместе для уборки кладбища или храма. Чтения тесно переплетены с нашей жизнью.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3577967