Главная Доклады и выступления МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ МЕЖДУ ТРЕТЬИМ РИМОМ И «ЦЕРКОВЬЮ РФ». ИТОГИ 2019 ГОДА

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ МЕЖДУ ТРЕТЬИМ РИМОМ И «ЦЕРКОВЬЮ РФ». ИТОГИ 2019 ГОДА

Диакон Илья Маслов

Автокефалия на Украине Итоги 2019 года

08.01.2020

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

 

Наступивший год еще резче и, возможно, в последний раз
поставит перед церковной Москвой вопрос –
быть нашей Церкви Церковью Третьего Рима
или скукожиться до «местной религиозной организации»
в границах Российской Федерации.

Если оглянуться на 2019 год и подумать, каким этот год был для Церкви и мирового Православия, то можно выделить, на мой взгляд, следующие моменты.

Во-первых, если отмечать что-то положительное и всецерковно значимое за прошедший год, то это, по моему мнению, – окончательное изживание «евлогианского раскола» и последствий гражданской войны в русской православной эмиграции. Я имею в виду возвращение Архиепископии русских приходов в Западной Европе в лоно Русской Православной Церкви. Это был единственно возможный правильный шаг со стороны архиепископа Иоанна (Ренетто) и поддержавших его клира и мирян в условиях, когда осатаневший в своей русофобии Фанар пытался «закрыть» свой собственный, когда-то в 30-е годы прошлого века инспирированный им самим проект по отрыву парижской эмиграции от России. Будем надеяться, что со смертью фанариотского «парижского экзархата» отомрет и «парижское богословие», обслуживающее на протяжении почти столетия всех греческих модернистов. Самой же Архиепископии, воссоединившейся с РПЦ, надо рекомендовать и настоятельно рекомендовать воссоединиться с нами и календарно – вернуться к юлианскому церковному календарю.

Второе. Теперь о главном и самом неприятном. Церковный год заканчивается почти полностью оформившимся расколом в мировом Православии. Церковная проблематика вновь становится одним из первоочередных факторов сегодняшнего геополитического противостояния России и Запада. Организованный патриархом Варфоломеем украинский раскол стал той границей, по которой идет и раскол в системе взаимодействия Поместных Церквей. Греческие Церкви в лице своих предстоятелей одна за другой признают украинских раскольников, а таким образом выдают «томос на папизм» стамбульскому еретику. И эта тенденция, увы, имеет все основания продолжиться в 2020 году. На фоне этого безусловным антисобытием для меня в этом прошедшем году стали даже не демарши Александрийского патриархата или Элладской Церкви, а продолжающееся безволие нашей Московской патриархии. Мы разрываем евхаристическое общение со вступившими на путь раскола иерархами, но не решаемся объявить экклезиологические извращения фанариотов и греческих модернистов ересью. А ведь нынешний раскол – следствие многолетних догматических ересей и канонических отступлений «экуменического патриархата». Наш патриархийный официоз радуется, как ребенок, предложению Иерусалимского патриарха провести совещание по сложившейся ситуации в Иордании вместо того, чтобы самим взять инициативу в свои руки и призвать всех верных славян, греков и грузин в Москву. И звать Варфоломея, Феодора и Иеронима нужно не в качестве почетных гостей, а как канонических преступников и еретиков. В противном случае эти «старцы» будут судить уже Московского патриарха по своим «понятиям».

Антигероем-2019 я бы назвал, по-прежнему, Варфоломея – как конкретного персонажа, так и собирательный образ современного антиправославия – такого «православия», которое подобно «покрашенным гробам», полно мерзости экуменизма, толерантности к любого вида грехам, низкопоклонством перед атлантизмом, приспособленчеством к политической конъюктуре. Прикрываясь фантомными титулами, православной риторикой, греческим этнофилетизмом, «коллективный Варфоломей» давно уже превратился в нового «великого инквизитора». Правда, этот «варфоломеизм» присутствует и в наших церковных элитах. Может быть, поэтому нашим синодалам так сложно отряхнуть весь фанариотский прах со своих ряс.

Теперь выскажусь парадоксально. Героем года для Церкви, возможно целого века, является, по моему мнению, Иосиф Виссарионович Сталин, 140-летие со дня рождения которого пришлось как раз на конец минувшего года. И не надо сразу морально ставить меня «к стенке». Просто товарищ Сталин – «безбожник» и «палач русского народа» – Третий Рим сделал такой реальностью нашей истории, что с этой реальностью считался весь мир. Русская Церковь стала нетитулованным Вселенским патриархатом, который поддерживали 9 из 14 Поместных Церквей! А сегодня сколько? – две, максимум три.

.

Ликвидация унии на Западной Украине в 1946 г. – это тоже заслуга Сталина. И не стоит в милионный раз повторять про то, как советская власть силой униатов в Православие «переводила»: в истории Церкви крещение целых народов, осуждение ересей, уврачевание расколов и т.п. проходили чаще всего с применением – в той или степени – политического принуждения. Да и сама уния исторически насаждалась в землях Западной Руси отнюдь не «печеньками».

Всеправославное совещание 1948 года со всеми его судьбоносными решениями и резолюциями, укрепившее традиционное Православие в своей канонической и догматической сути и поднявшее Русскую Церковь до уровня Церкви Третьего Рима, – еще одна победа Сталина. А нынче наше церковное руководство готово принимать «исторические» решения где угодно – в Гаване, на Крите, в Иордании, в Минске – только не в Москве. Компрадорство и политическое безволие наших государственных мужей уже способствовало тому, что у 70% нашего населения есть запрос на тов. Сталина. Думается, что и в церковном сообществе подобная тенденция будет схожим образом развиваться на фоне активной «озабоченности» нашей патриархии.

А прогноз на 2020 год у меня довольно простой и не слишком оптимистический: если мы не займемся Фанаром, он и дальше будет заниматься нами. Украинский сценарий «автокефализации», как мы наблюдаем, запустили вовсю в Черногории – кто дал нам гарантии, что подобное не сотворят, скажем, в Белоруссии? Или в Молдавии? Наступивший год еще резче и, возможно, в последний раз поставит перед церковной Москвой вопрос – быть нашей Церкви Церковью Третьего Рима или скукожиться до «местной религиозной организации» в границах Российской Федерации.

Диакон Илья Маслов, религиовед, теолог, православный публицист, клирик Русской Православной Церкви. Получил образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в Российском Православном Университете св. Иоанна Богослова, преподаёт в светских и духовных учебных заведениях. В сфере научных интересов - проблема русского религиозного модернизма в его церковно-общественном и философско-богословском измерениях. Активный участник антиэкуменического движения в Русской Церкви

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3521147