Все мы помним обещание Архимеда перевернуть землю в случае обнаружения точки опоры. Если представить культуру в виде огромной планеты, то такой точкой опоры станет для неё образование как аккумулятор, генератор и ретранслятор человеческого опыта.

Но метким ударом под названием «ЕГЭ» подкосили у нас среднее образование, и вот уже без малого десять лет оно вынуждено балансировать из последних сил.

Я сам отношусь к тому поколению, которое первым ощутило на себе абсурдность этого эксперимента. Полгода в выпускном классе мы готовились к обычным сочинениям и контрольным работам и только весной узнали об обязательной сдаче ЕГЭ по русскому языку, а также по другим дисциплинам на усмотрение вуза.

В итоге абсурд дошёл до того, что на филологический – самый «говорливый» – факультет я не сдавал ни одного устного экзамена.

Но всё же нас в школьные годы учили грамотно писать и последовательно рассуждать, призывали много читать и получать «удовольствие от текста».

В вузах страны в ушедшем году с определённым опасением ждали первокурсников, потому что именно сейчас впервые со школьной скамьи сошли те, кого учителя с самого 5 класса вынуждены были целенаправленно натаскивать на ЕГЭ.

Результат налицо – у нынешних вузовских «новобранцев» сформировалось тестовое мышление: метафорически говоря, умение указать на дверь, но при этом неумение её открыть.

Они знают, как звали куклу Наташи Ростовой, но впервые слышат о «мысли семейной» и «мысли народной»; они могут сказать, что подала мать бедной Лизы Эрасту, когда тот попросил напиться, но не понимают, что свидетельствует в творчестве Карамзина о его принадлежности к сентиментализму.

Но несмотря на это, радостно видеть, как горят глаза новоиспеченных студентов, как их память жаждет новой информации, сознание – новых сомнений и открытий – на tabula rasa поколения после школы осталось очень много свободного места, и вот уж, казалось бы, где можно разгуляться вузовским преподавателям…

Но высшее образование получило свой удар.

Безоговорочный переход на болонскую систему, которая никак не соотносима с нынешний системой профессиональной подготовки, в результате чего остаётся непонятен статус наших докторов наук, оказавшихся как бы на ступень выше магистров.

Магистратуры будут не бесплатны и кроме того откроются, как и привычные аспирантуры, далеко не во всех вузах.

Учебный план бакалавров напоминает строки классика «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»: доминирование общеобразовательных дисциплин при минимуме специалитета.

И какая здесь, спрашивается, может быть не сходящая сегодня с языков «компетентность», которая по природе своей должна ориентироваться в образовании на профилирование и практические умения?

Компетентность будущих бакалавров можно уложить в формулу: «если не знаешь, сделай вид, что ты знаешь».

Всякий эксперимент на то и эксперимент, что в случае негативных результатов предполагает отказ от нововведений.

Очевидно, что эксперимент с ЕГЭ провалился и никак себя не оправдал: прежде всего, мы теряем культурный код, связующий поколения.

Если болонская система априори видится диссипативной структурой для российского высшего образования, то зачем так настоятельно её внедрять?

В педагогическом сообществе я не встретил ни одного здравомыслящего коллегу, который с восторгом отнёсся бы к ЕГЭ и болонской системе, кроме тех, кто, уловив конъюнктурность момента, понял, что на волне реформ можно наплодить множество педагогических диссертаций.

Но больше всего пугает, что проводимые реформы не кажутся хаотичной серией просчётов, а представляют собой именно нацеленные, подготовленные удары, объяснить которые можно лишь стремлением уничтожить генофонд нации и обеспечить максимально комфортную утечку мозгов.

Леонид Иванович Бородин однажды сказал, что интеллигент – это человек, «подготовленный образованием к творчеству», потому развалить образование – значит лишить страну творческого потенциала, что не менее опасно, чем остаться без регулярной армии.

Вся надежда теперь на тех бессребреников от образования, которые, не боясь отступать от минобразовских директив в пользу здравого смысла и экологии культуры, на факультативных занятиях будут давать подлинные знания, не сводя их к крестикам в бланках.

Именно эти бессребреники обеспечивают сегодня культурное притяжение, благодаря чему мы ещё удерживаемся на перевёрнутой земле и не срываемся в бездну.

Источник: Газета "День Литературы". Май 2013. № 5 (199).

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 2653217