Хотя с 16 января 2013 файл давнего спора и пополнился решением вашингтонского судьи Ламберта, «включившего счётчик» для РФ, более важным для дальнейшей судьбы Библиотеки Шнеерсона мне представляется другое, тоже американское, тоже январское решение 1987 года.

Тогда в Нью-Йорке федеральный судья Чарльз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения (хасидов), а не частным наследием. Это перенаправляет спор от претензий шнеерсонова зятя Менахема, проживавшего в местечке Нью-Йорк, квартал Бруклин – в сферы можно сказать «горнии», духовные, ибо хасиды есть во многих странах, в том числе и в России.

Итак, стороны заявляют…

Государственная библиотека: это наша культурная ценность.

Нью-йоркские хасиды (Хабад-истского толка): Это наша религиозная ценность. Ставшее именем этого хасидского подразделения Хабад является, кстати, аббревиатурой, и первое из слов, его складывающих, – хохма (мудрость), что склоняет к следующему решению, каким бы странным оно на первый взгляд не казалось.

Самый знаменитый судебный аналог (а может и… «прецедент»! – англо-саксонское право, как известно, основано на прецедентах) описан в Библии (3-я Книга Царств).

Две женщины судились пред царём Соломоном о ребёнке: «Это мой сын!» – «Нет, это мой!»… Соломоново решение (в кавычках и без) на том процессе известно всему миру: «Рассеките ребенка! Дайте каждой по половине». Одна согласилась с вердиктом, другая сказала: «Не надо, пусть уж она забирает его живого!» Соломон: «Отдайте ребенка той, уступившей. Она истинная мать его!».

Библия сообщает даже и о духовно-политических последствиях того судебного процесса: «И услышал весь Израиль как рассудил царь. И стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия на нём…» (3-я Книга Царств). А если сегодня предложить рассечь детище шнеерсоново, поделить каждому по 6.000 книг (примерно), а то и вовсе разрезать их все, каждую страницу пополам и вручить по вороху: тебе, зав. библиотекой, половину, и тебе, хасид, другую…

Назовёте такое «соломоново решение» – вполне идиотской стилизацией под вердикт древнего царя? Сей архаичный «прецедент царя Соломона» – в 2013 году может и выглядит неуместной шуткой, да есть одна загвоздка. Это для кого-то царь Соломон, примерно что… царь Салтан, царь Додон (из «Золотого Петушка»), царь Горох или там король Артур… Но уж для одной из судящихся сторон царь Соломон, библейски Шеломо, – отнюдь не «фольклорный элемент», а официальный религиозный авторитет, можно сказать: соавтор Библии, вошедший в священное писание своими книгами: «Песнь Песней», «Притчи Соломоновы» («Мишле-Шеломо»), опять же «Экклезиаст». И книга «Премудрости Соломона» – он же. Российская библиотека опирается на закон о национализации, на то, что все музеи мира, начиная с «Британского», «Лувра» состоят из коллекций, имеющих сходный юридический статус. И греки, египтяне тоже требуют вернуть им их фараонов, Венер, Зевсов… и летящую Богиню Победы Нику Самофракийскую. (Надо представить, что когда-то этим скульптурным шедеврам молились в прямом, культовом смысле.) Но православные греки, египетские мусульмане, понятно, не скажут: «верните религиозные ценности, мы продолжим им молиться, как наши предки». В греческих поданных исках – отсутствует (да и вообще как-то трудно представима) подпись, например, жреца Афродиты. В нашем же случае и жрецы, и подписи, и даже мощное лобби – наличествуют, да ещё как!

Хасиды, ранее сравниваемые с протестантами в христианстве, всегда были беспокойной сектой, и среди их вождей-цадиков, боровшихся с традиционными раввинами, потомки белорусского цадика Залмана отличались особо шумной судьбой. Дважды по ходатайству раввинов арестованного Залмана привозили в Петербург, на суд царей, уже русских, Павла и Александра.

Возможно, александрово решение евреям тоже показалось в чём-то сродни соломонову. Правда «рассечься пополам» царь Александр своим «Положением о евреях» (1804) предоставил им самим: «Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект и раскол прострётся до того, что один толк с другим не захочет быть в одной синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свою синагогу и выбрать своих раввинов». А собственно потомки самого беспокойного хасидского цадика Залмана и стали зваться Шнеерсонами.

Однако ж хасидский «протестантизм» не зашёл так далеко, чтобы отвергать Писание, царя Соломона и его Суд. Так что предложим им рассечь пополам шнеерсоновы книги и посмотрим, кто уступит? А то ведь и вариант простой отдачи («Да заберите свои … писульки!») – тоже чреват: лёгкость расставания могут понять как непризнание какой-то особой их ценности, «пренебрежение к еврейским ценностям», неуважение, а там и до «антисемитизма» недалеко.

А то вашингтонский счётчик тикает – 50.000/день.

Ещё одно «соломоново решение» актуальной политической проблемы.

Хосни Мубарака – выпустить!

Муаммара Каддафи – воскресить! И тоже выпустить.

И обоих – на «арабско-зимние», в смысле – «до-арабско-весенние» посты!

Как ни крути, но это наиболее реалистичный – из всех планов урегулирования нынешней североафриканской проблемы.

Франция хотя бы признаёт свой «вклад» в затягивание узла: «обманули дурака на четыре кулака» (с расширительным толкованием антиливийских санкций), свергли, убили Муаммара, вооружили террористов, получили от них алжирский и малийский захваты – полетели разбираться со вчерашними друзьями...

Царь Соломон здесь вспоминается уже арабской транскрипции: Сулейман. Как известно, все злые, беспокойные духи вселенной, всяческие иблисы и джины, – когда-то в одном кувшине запечатал лично царь Сулейман. Приложив свой уникальный перстень, на котором было начертано тайное Имя Божие.

По этим «Соломоновым решениям», я выслушал обвинение: «умничаю и прикалываюсь по таким актуальным проблемам».

Но разве они более, чем эта сегодняшняя ситуация?! Мир создавался (и музеи мира наполнялись) – до эпохи толерантности. И многообразие стран, национальных характеров сложилось до учреждения Нобелевской премии Мира. Проведение в жизнь нынешнего Кодекса Политкорректности требует для справедливого дележа всех национальных, культурных, религиозных, исторических ценностей – всё же ещё одного технического средства. Нет, не по авианосцу в каждый залив, хотя в этом направлении и идёт работа, а – Машины Времени. Но не в Андрей-Макаревичевском, а в полном Герберт-Уэлсовском смысле.

Перевороты, революции в арабском мире, конечно, случались многажды, но их день и характер диктовались законами арабского характера. Усилив, ускорив, может и естественное брожение «улицы», Франция и НАТО вошли внутрь этой арабской сказки.

Ищите теперь волшебный перстень царя Сулеймана, ловите, запечатывайте.

Источник: Газета "День Литературы". Май 2013. № 5 (199).

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 2653218