Фотографии кладбища-мавзолея советских воинов в Варшаве

(по материалам мемориального автопробега 16-17.11.2019 атамана Калининградского отдела СКР Величенко В.П. и зам верховного атамана СКР по научной и просветительской работе Соклакова А.Ю.)

 

 

 


из истории правовой регламентации статуса воинских захоронений за пределами Отечества

канд. ист. н., профессор АВН

Соклаков Александр Юрьевич

Аннотация:

Введение. В статье рассматривается длительный процесс эволюции международно-правовой регламентации порядка захоронения и сбережения воинских захоронений и кладбищ. Автор уделил определенное внимание истории подписания Советским Союзом женевских конвенций и протоколов, а также развитию межгосударственных отношений СССР с рядом центрально- и восточноевропейских стран по рассматриваемой проблематике.

Методы. На основе анализа правовых документов автор констатирует, что в результате хельсинкского процесса историко-культурные ценности стали важной составляющей процесса обеспечения сохранности надгробий, памятников и мемориалов периода Второй мировой войны. В статье приводится пример влияния «парада суверенитетов» входивших в СССР республик на двусторонние договоренности в вопросах ухода за воинскими могилами и памятниками. Особое внимание уделено стремлению определенных сил избавиться от советских воинских мемориалов и некрополей.

Выводы. Ставится вопрос о необходимости действий по внесению памятных мест и захоронений периода Великой Отечественной войны в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и в Перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

 

Не единожды наши соотечественники спасали мир и ценой собственной жизни останавливали различных агрессоров. Немало защитников нашего Отечества в разные века было погребено за его границами. В современном мире сохранность захоронений военнослужащих и мирных жертв боевых действий за пределами своей Родины, а также порядок обмена информацией о подобных погребениях регламентируются нормами международного гуманитарного права.

Правовая регламентация порядка захоронения военнослужащих и мирных жертв военных действий, а также порядка обмена информацией воюющих сторон о погребенных лицах имеет достаточно продолжительную историю (1). Разоблачению мифов о полном неприятии СССР норм международного гуманитарного права, регламентировавших в том числе и порядок погребения участников военных конфликтов, посвящен ряд научных публикаций [30; 31, с. 62]. Поэтому детальный анализ этого вопроса в настоящей статье не проводится.

В Российской Федерации процессу увековечивания памяти о погибших и в том числе сбережению мест их погребения уделяется должное внимание на законодательном уровне [27]. Был подписан и ряд подзаконных актов [36; 45]. Тем не менее, необходимо признать, что количество нерешенных проблем в этой сфере все же остается значительным.

 

ОТ КОНВЕНЦИЙ 1929 г. К ВОССТАНОВЛЕНИЮ АВСТРИИ

 

Малоизвестно, что, отказавшись по идеологическим причинам подписать Женевскую конвенцию 1929 г. об обращении с военнопленными Советский Союз 19.03.1931 г. принял Постановление ЦИК и СНК СССР № 46 об утверждении проекта постановления ЦИК и СНК СССР «Положение о военнопленных». Текст данного документа основывался «в общем на тех же принципах, как и Женевская конвенция, как-то: воспрещение жестокого обращения с военнопленными, оскорблений и угроз, воспрещение применять меры понуждения для получения от них сведений военного характера, предоставление им гражданской правоспособности и распространение на них общих законов страны, воспрещение использовать их в зоне военных действий и т д.» [4]. Кроме того, 26.09.1931 г. Советский Союз присоединился к Женевской конвенции 1929 г. «Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded in Armies in the Field» (Конвенция по улучшению участи раненых и больных в армиях в поле) (2). Таким образом, в те предвоенные годы СССР взял на себя определенные обязательства по идентификации погибших, сохранности воинских захоронений.

В военные годы СССР подписал ряд документов о сотрудничестве и взаимной помощи с другими государствами антигитлеровской коалиции [7; 10–12]. В послевоенное время практика заключения близких по содержанию договоров сохранилась [8; 13–15; 17]. Все эти документы имели антифашистскую направленность и были призваны служить делу мира и сотрудничеству между государствами. В некоторых из них подчеркивалось установление дружественных и братских отношений между народами. Однако статус воинских захоронений военнослужащих и мирных жертв Второй мировой войны и ответственность сторон за их содержание в этих договорах не устанавливались.

Примечательно, что ухудшение отношений между СССР и Югославией привело в 1949 г. к денонсации договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. В некоторых публикациях отмечается, что в период ухудшения отношений между Москвой и Белградом по инициативе югославских властей был осуществлен перенос памятников советским воинам-освободителям и проведено перезахоронение останков погребенных красноармейцев [46]. Тем не менее, эти события и имевшие место в те годы антисоветские выступления, проявления русофобии и осквернение памятников военной поры в других странах социализма не стали поводом к корректировке договоров о дружбе и сотрудничестве в части закрепления статуса и ответственности за сохранность советских захоронений, а также памятников и мемориалов. В частности, заключенный через два года после «Пражской весны» очередной договор между СССР и Чехословацкой ССР каких-либо требований относительно статуса, защиты, сохранности советских воинских некрополей и памятников не содержал. [16] Договаривающиеся стороны ограничились констатацией курса на сближение народов двух стран и укрепление между ними вечной нерушимой дружбы.

В 1949 г. был разработан очередной вариант Женевских конвенций. С некоторыми оговорками они были ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР в 1954 г. как и в прежних конвенциях в них уделялось должное внимание вопросам погребения погибших и умерших во время войны военнослужащих и мирных жертв, а также сохранности захоронений и информации о погребенных лицах. В числе сделанных СССР оговорок указывалось, что он «не считает для себя обязательным … распространение покровительства Конвенции на военнопленных, осужденных по законам страны, где они находятся в плену, за совершение военных преступлений и преступлений против человечества в соответствии с принципами Нюрнбергского процесса» [32].

Еще одним межгосударственным договором первого послевоенного десятилетия, в котором было уделено особое внимание сохранности захоронений военного лихолетья, стал подписанный 15.05.1955 г. Союзными и Соединенными Державами (3), с одной стороны, и Австрией с другой стороны Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Этот документ и ныне обязывает австрийские власти уважительно относиться к захоронениям военнослужащих, военнопленных и мирных жертв, а также к эмблемам и памятникам (в том числе кладбищенским и военной славы). Им также вменялось в обязанность «признавать всякую комиссию, делегацию или иной орган, уполномоченные заинтересованным государством на опознание, опись, поддержание или оформление упомянутых в пункте … могил и сооружений, облегчать работу таких органов, заключать … соглашения, какие могут оказаться нужными … оказывать … всякие облегчения для эксгумации и отправки на родину останков … как по просьбе официальных органов заинтересованного государства, так и по просьбам родственников погребенных лиц» [5, ст. 19].

 

ОТ ХЕЛЬСИНКСКОГО ПРОЦЕССА К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 90-х гг. XX СТОЛЕТИЯ

 

В период с 3 июля 1973 г. по 1 августа 1975 г. в Хельсинки по проявленной еще в 1965 г. инициативе стран участниц Варшавского договора было проведено, призванное воспрепятствовать нарастанию угрозы очередной глобальной меж блоковой войны, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В соответствии с заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в области и формы сотрудничества между государствами участницами вошло «осуществление совместных проектов сохранения, реставрации … исторических … памятников и мест, представляющих культурный интерес», и «их совместное изучение в целях улучшения и возможной гармонизации различных систем, применяемых для составления перечней и каталогов исторических памятников и мест культурного характера», а также предполагалось развивать «научные исследования в области методов сохранения и реставрации памятников» [26]. Таким образом можно констатировать, что историко-культурные ценности были признаны составляющей процесса обеспечения сохранности надгробий, памятников и мемориалов периода Второй мировой войны.

В 1970 г. Женевские конвенции 1949 г. были дополнены двумя протоколами. Таким образом, международно-правовая регламентация статуса мест погребений военного времени получила дальнейшее развитие [24; 25]. Тем не менее, как и ранее, в СССР данная проблема продолжала рассматриваться в контексте идеологических соображений, что существенно осложняло возможность заключения соответствующих соглашений.

Так, советские власти отклонили проект соглашения об организации содержания военных кладбищ, могил и других воинских захоронений с Польской народной республикой [1, л. 45-47] (4). Примечательно, что в этом подготовленном в 1982 г. польской стороной документе предлагалось урегулировать вопросы ухода за воинскими захоронениями польских и советских военнослужащих. Понятно, что в представленном к рассмотрению польскими властями документе с одной стороны упоминались военнослужащие исключительно социалистического периода истории нашего Отечества. С другой же стороны речь шла о военнослужащих всей истории Польши. Разумеется, числу последних относились не только борцы с фашизмом, но и жертвы Катыни, «львовские орлята», участники событий Смутного времени, Руины.

Принятая в Советском Союзе классификация войн на освободительные и захватнические, другие идеологические и прочие моменты надолго затянули момент подписания упомянутых выше Протоколов. Верховный Совет СССР ратифицировал их только в 1989 г. – в разгар политики «Перестройки» и кризиса социалистической системы в Польше. Примечательно, что в Протоколе I принималось в расчет как возможность уважительного, так и менее благоприятного отношения к останкам лиц погибшим в результате военных действий и оккупации и не являвшихся гражданами страны, на территории которой они умерли и были погребены. Государствам, имеющим непосредственное отношение к таким останкам, предписывалось «как только позволят обстоятельства и отношения между противными сторонами» заключать «соглашения с целью:

а) содействия доступу родственников умерших и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа;

б) постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения;

в) содействия возвращению останков и личного имущества умерших на родину по просьбе этой страны или, если эта страна не возражает, по просьбе близких родственников умерших» [24, ст. 34]. При этом в случае отсутствия соглашения и отказа государства, являющегося родиной погребенных лиц, обеспечивать содержание таких мест за свой счет страна, на территории которой находятся захоронения, вправе поставить вопрос о возвращении останков на родину и в случае возможного отказа «принять меры, предусмотренные в ее собственном законодательстве в отношении кладбищ и могил» [24, ст. 34].

Бурное изменение ситуации в Европе и прежде всего последовавшее в 1990 г. объединение Германии не позволило в столь короткое время подготовить и заключить подобное соглашение. Поэтому совместным письмом от 12.09.1990 г. от имени правительств ФРГ и ГДР четырем державам гарантировался уход и уважительное отношение к находящимся на немецкой территории военным захоронениям, памятникам жертвам тирании [34, п. 2]. Вскоре это обязательство и намерение расширить сотрудничество в этих областях соответствующими организациями было отражено в статье 18 договора между СССР и ФРГ [9].

Первое и единственное соглашение о статусе мест погребения периода Второй мировой войны Правительство СССР успело подписать лишь с Италией [42]. Начавшийся в стране «парад суверенитетов» союзных и автономных республик быстро привел к разрушению государственного единства. Примечательно, что за два дня до Беловежских соглашений  Борис  Николаевич Ельцин заключил договор о сотрудничестве РСФСР с Венгрией [18]. В статье 16 данного документа говорилось о том, что, действуя в духе европейских традиций договаривающиеся стороны обеспечат достойный уход за могилами и памятниками своих граждан, а также обеспечивать к ним беспрепятственный доступ. Стоит отметить, что в преамбуле данного договора в частности констатировалась приверженность сторон положениям «хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».

В 1990–1991 гг. рядом стран был подписано несколько основополагающих в деле сохранения культуры документов [22; 23; 33]. Принявшие их государства в частности согласились с тем, что «культурное наследие каждого из них представляет собой неотъемлемую часть их цивилизации, памяти и общей истории, которая должна быть передана будущим поколениям» [22, п. 10]. Они признали также и то, что «сохранение культурного наследия являются составной частью человеческого измерения СБСЕ» [23, п. 35].

В этой связи необходимо упомянуть, что еще в 1979 г. одно из мест массового захоронения советских военнопленных, а именно концлагерь Освенцим (Аушвиц), было включено в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО [47]. Несмотря на это, в 2015 г. часть могил узников была осквернена, а представители британской прессы постарались голословно обвинить в совершенных ранее аналогичных деяниях советских военнослужащих [2; 44]. Тем не менее, автор полагает, что придание местам гибели и захоронения советских военнослужащих и жертв фашизма особого статуса является составляющей миротворческой деятельности и патриотического воспитания подрастающих поколений.

С 1992 г. уже в Российской Федерации продолжилась практика внесения статей о сохранности захоронений в тексты договоров о межгосударственном сотрудничестве и дружественных отношениях [6; 19–21]. Одновременно российские власти продолжили заключать и межгосударственные соглашения об уходе за воинскими захоронениями [38–41]. При этом вопросы финансирования и некоторые другие в них излагались по-разному (5).

Стоит также отметить, что в современной Польше в пику требованиям международно-правовым и двусторонним актам принимаются новые национальные законы [48], а в информационное пространство вбрасываются соответствующие заявления различных должностных лиц. В частности, министр иностранных дел Польши В. Ващиковский заявил, что «памятники советским воинам не защищены от сноса никакими международными законами» и поэтому по решению местных властей с них могут исчезнуть советская символика (красные звезды, а также серп и молот) [3].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поэтому в настоящее время насущной проблемой в деле защиты исторической правды, захоронений и памятников периода Второй мировой войны является наращивание усилий по активизации двусторонних и многосторонних контактов. Их целью может быть не только обсуждение текущих проблем в данной сфере, но и принятие соответствующих деклараций и соглашений. Стоит отметить, что работа в данном направлении ведется. В частности, в 2003 г. «необходимость продолжать сотрудничество по исследованию и сохранению культурного и исторического наследия … принятия мер по уходу, реставрации и охране … исторических и культурных памятников, в том числе воинских захоронений» была включена в текст Совместной декларации Президента Российской Федерации и Президента Республики Болгарии [37]. В 2011 году Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. заключили страны участницы Союза независимых государств [43]. Подписавшие его стороны обязались предпринимать согласованные меры для дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества в сфере увековечения памяти о мужестве и героизме их погибших граждан. Они также констатировали возможность проводить совместные действия в сфере увековечивания героизма своих народов.

 

Успешность проведения военно-мемориальной работы невозможна не только без соответствующего правового обеспечения на международном уровне, но и на уровне национальном. Поэтому еще в 1993 г. в России был принят соответствующий законодательный акт, в текст которого к настоящему времени внесено восемь изменений [27]. В соответствии с этим документом одной из форм увековечивания памяти погибших при защите Отечества является «проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы» [27, ст. 2].

 

При этом собственно поисковая работа по выявлению воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести может проводиться в предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества порядке как уполномоченными на то общественно-государственными, так и общественными объединениями. Представляется, что именно это обстоятельство может и должно стать важным аспектом «развития международных отношений в военно-мемориальной сфере», а также неотъемлемой частью достойного ответа «на попытки деструктивных сил исказить истинную историю Второй мировой войны» [35, с. 10]. Тем более что в настоящее время в России идет процесс выстраивания системы эффективного противодействия нарастающему числу попыток фальсифицировать отечественную историю и исказить цивилизационное значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне [28, с. 29-36; 29, с. 30-36].

 

Вместе с тем необходимо констатировать, что остается открытым вопрос о включении как минимум части мест гибели и захоронений красноармейцев, а также их союзников периода Второй мировой войны в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в Перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение (6). Полагаем, что в условиях стремительного роста напряженности в мире и непрекращающихся попыток фальсификации истории Второй мировой войны и активизации в ряде государств националистических сил такие усилия как никогда актуальны.

Примечания

  1. Первое Женевское соглашение (конвенция) об облегчении участи раненых и больных воинов во время войны было подписано представителями шестнадцати государств 10(22).08.1864 г.
  2. Ст. 4 данной конвенции обязывала воюющих противников принимать ряд мер, направленных на установление имен раненых и погибших, организовать службу регистрации могил и прочее.
  3. СССР, Великобритания, США и Франция.
  4. Документ автору предоставил Е.А. Обернихин.
  5. В частности содержание захоронений и памятников в границах того или иного государства осуществляется за счет: соответствующей договаривающейся стороны (например: РФ – Финляндия, РФ – Румыния); одной стороны (например: Германия, Италия); заинтересованной стоны (например: РФ – Венгрия).
  6. Данный перечень дополнялся в 2012, 2014, 2016 и 2017 гг.

 

Список литературы

  1. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 122. Оп. 63. П. 205. Д. 20.
  2. В Польше грабители раскопали захоронения узников концлагеря Собибор в поисках золота. Режим доступа: URL: https://www.newsru.com/crime/02nov2015/digravesobiborplnd.html (дата обращения 10.08.2018).
  3. Глава МИД Польши: никакие международные законы не защищают советские памятники. Режим доступа: URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4466139 (дата обращения 12.08.2018).
  4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 3316. Оп. 64. Д. 1049 л. 1-1 об. (Заключение консультанта Малицкого по проекту постановления ЦИК и СНК СССР «Положение о военнопленных». Москва. 27 марта 1931 г.). Режим доступа: URL: http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/19310327mal.html (дата обращения 03.08.2018).
  5. Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15.05.1955. Режим доступа: URL: http://www.lostart.ru/ru/documents/detail.php?ID=920 (дата обращения 03.08.2018).
  6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22.05.1992. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901728232 (дата обращения 03.08.2018).
  7. Договор о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой от 16.05.1935. Режим доступа: URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0021_tsc&object=facsimile&pimage=1&v=100&nav=&l=ru (дата обращения 03.08.2018).
  8. Договор о взаимоотношениях между Германской Демократической Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик от 20.09.1955. Режим доступа: URL: https://studopedia.org/9-176280.html (дата обращения 03.08.2018).
  9. Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией от 09.11.1990. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901736371 (дата обращения 03.08.2018).
  10. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой от 21.04.1945. - Ведомости Верховного Совета СССР от 4 февраля 1946 г. № 3(412). С. 3
  11. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой от 12.12.1943. - Ведомости Верховного Совета СССР от 13 января 1944 г. № 2(262). С. 1.
  12. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Югославией от 11.04.1945. - Ведомости Верховного Совета СССР от 4 февраля 1946 г. № 3(412). С. 2.
  13. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой от 18.02.1948. - Ведомости Верховного Совета СССР от 26 января 1949 г. № 5(552). С. 4.
  14. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарии от 18.03.1948. - Ведомости Верховного Совета СССР от 30 января 1949 г. № 6(553). С. 4.
  15. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой от 04.02.1948. - Ведомости Верховного Совета СССР от 26 января 1949 г. № 5(552). С. 4.
  16. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой от 06.05.1970. Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20858904/19949261/ (дата обращения 03.08.2018).
  17. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 06.04.1948. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1901033 (дата обращения 03.08.2018).
  18. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Венгерской Республикой от 06.12.1991. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/8314346 (дата обращения 03.08.2018).
  19. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Болгарией от 04.08.1992. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901728652 (дата обращения 03.08.2018).
  20. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией от 04.07.2003. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901923589 (дата обращения 03.08.2018).
  21. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 26.08.1993. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901898022 (дата обращения 03.08.2018).
  22. Документ краковского симпозиума по культурному наследию государств – участников СБСЕ от 06.06.1991. Режим доступа: URL: http://library.khpg.org/files/docs/1409590193.pdf (дата обращения 03.08.2018).
  23. Документ московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 03.10.1991. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901739140 (дата обращения 03.08.2018).
  24. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8.06.1977. Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540377/ (дата обращения 03.08.2018).
  25. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8.06.1977. Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540378/ (дата обращения 03.08.2018).
  26. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения 03.08.2018).
  27. Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-14011993-n-4292-1-ob/ (дата обращения 03.08.2018).
  28. Кикнадзе В.Г. Генезис права и управления в области противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб интересам России. - Вестник академии права и управления. 2015. № 4(41).
  29. Кикнадзе В.Г. Государство, политика и СМИ в создании современного образа Великой Победы. - Мир и политика. 2010. № 12(51).
  30. Корявцев П.М. О «разоблачении фальшивок» и об отношении СССР к конвенциям «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «О содержании военнопленных». Режим доступа: URL: http://antisys.ru/genc_.html (дата обращения 03.08.2018).
  31. Кулагин К. Формирование нормативно-правовых основ военного плена в СССР (1918–1941 гг.). - Арсенал-Коллекция. 2013, № 5.
  32. Оговорки СССР, сделанные при подписании четырех Женевских Конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540383/ (дата обращения 03.08.2018).
  33. Парижская хартия для новой Европы от 19–21.11.1990. Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541028/ (дата обращения 03.08.2018).
  34. Письма министрам иностранных дел четырех держав от имени правительств ГДР и ФРГ (Москва 12 сентября 1990 г.). Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/2541070/ (дата обращения 03.08.2018).
  35. Попов В.В. «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат…» сохранение памяти о погибших при защите Отечества. - Военно-исторический журнал. 2017. № 11.
  36. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1948-р «О перечне находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для РФ историко-мемориальное значение». Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/902244981 (дата обращения 03.08.2018).
  37. Совместная декларация Президента Российской Федерации и Президента Республики Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Болгарией от 01.03.2003. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3763 (дата обращения 03.08.2018).
  38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о воинских захоронениях от 03.05.2013. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/499027883 (дата обращения 03.08.2018).
  39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации в Федеративной Республике Германии от 16.12.1992. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901603275 (дата обращения 03.08.2018).
  40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне от 11.07.1992. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1900194 (дата обращения 03.08.2018).
  41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 15.04.1999. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901783313 (дата обращения 03.08.2018).
  42. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Итальянской республики о статусе мест погребения итальянских военнослужащих в СССР и советских военнослужащих и гражданских лиц в Италии, погибших во Второй мировой войне от 23.04.1991. Режим доступа: URL: http://voennie-memorialy.ru/site/16 (дата обращения 03.08.2018).
  43. Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 03.09.2011. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/902395158 (дата обращения 03.08.2018).
  44. «Соседи», «Страх», «Золотая жатва». О польских дискуссиях вокруг книжек Яна Т. Гросса (блог А. Портнова). Режим доступа: URL: http://urokiistorii.ru/blogs/andrei-portnov/1380 (дата обращения 10.08.2018).
  45. Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества». Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23367 (дата обращения 03.08.2018).
  46. Что будет с памятниками советским воинам в Восточной Европе. Режим доступа: URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4843905 (дата обращения 03.08.2018).
  47. ЮНЕСКО: Список всемирного наследия. Режим доступа: URL: http://whc.unesco.org/en/list/ (дата обращения 10.08.2018).
  48. Dz.U. 2016 poz. 744 z dnia 01.04.2016 Ustawa o zakazie propagowania komunizmu lub innego ustroju totalitarnego przez nazwy jednostek organizacyjnych, jednostek pomocniczych gminy, budowli, obiektów i urządzeń użyteczności publicznej oraz pomniki (Закон о запрете пропаганды коммунизма или другой тоталитарной системы по названиям организационных единиц, вспомогательных единиц коммуны, зданий, общественных сооружений и сооружений, а также памятников). Режим доступа: URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=wdu20160000744 (дата обращения 03.08.2018).

Источник: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2019-4-21/article-0208/

 

Для цитирования: Соклаков А.Ю. Международное гуманитарное право: из истории правовой регламентации статуса воинских захоронений за пределами Отечества. // Наука. Общество. Оборона (электронное издание). Москва. Т. 7. № 4 (21). DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10208.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3972737