АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

Как чета Горбачевых подрывала финансовую мощь СССР

Сергей Холодов

22.04.2020 172

В апреле 1985 года с выступления Михаила Горбачева на пленуме ЦК КПСС в стране началась эпоха ГПУ – гласности, перестройки, ускорения. Все «прелести» нового политического курса миллионы граждан страны почувствуют через несколько лет, когда великая держава, пережив период мучительной агонии, распадется на отдельные куски.

С тех пор имя Горбачева у большинства жителей России ассоциируется исключительно с хаосом, нищетой, преступностью, а также с тотальной изменой на всех внешнеполитических фронтах.

Русский историк Анатолий Уткин в своей замечательной книге с весьма красноречивым названием «Измена генсека» обстоятельно описал, как Горби сдавал интересы государства, испытывая при этом телячий восторг, словно школьник, получивший шоколадку. В общем, вполне закономерно, что Горби сегодня у всех нормальных русских людей не вызывает ничего, кроме брезгливости.

Но прозрение придет позже. А тогда, 35 лет назад, народ, одурманенный красивыми сказками о новом мышлении (с ударением на первый слог), радостно митинговал на улицах и искренне верил в приближение светлого демократического будущего.

Зато для сотрудников Девятого управления КГБ СССР, охранявших высших руководителей партии и государства, весной 1985 года настали тяжелые времена. Они первыми почувствовали на собственной шкуре все «прелести» перестройки и ускорения. Пока простой народ, наслушавшись горбачевских речей, денно и нощно мечтал о демократизации, сотрудники «девятки» работали буквально на износ, мечтая только об одном: скорее бы закончилось это ускорение вместе с гласностью и перестройкой.

Судите сами. Если раньше маршруты передвижения лидеров СССР, а значит и их охранников, ограничивались преимущественно Москвой и Подмосковьем, то теперь, с приходом к власти Горбачева, в орбиту интересов «девятки» попал весь земной шар. Михаил Сергеевич страстно любил путешествовать. Постепенно к этому занятию пристрастилась и Раиса Максимовна. Разумеется, руководству «девятки» приходилось задействовать значительную часть сил и средств на охрану не только советского лидера, но и первой леди страны, которая, кстати, отличалась капризным характером и постоянно вмешивалась в те вопросы, в которых ничего не смыслила.

Как-то раз, к примеру, Раиса Максимовна потребовала заменить охрану кремлевских зданий, где работал Горбачев. По ее мнению, внешний вид наших охранников не соответствовал задачам перестройки и ускорения. То ли дело в Америке, откуда Раиса Максимовна только что вернулась. Какие там красавцы негры у Белого дома стоят! А у нас все какие-то невзрачные, неказистые…

Пришлось руководителям «девятки» долго объяснять Раисе Максимовне, что система охраны в СССР поставлена на столь высоком уровне, что никаким неграм и не снилось, а здоровые бицепсы и двухметровый рост телохранителям и вовсе не нужны – настоящий профи, наоборот, не должен выделяться из толпы своим внешним видом. Раиса Максимовна не поверила и нажаловалась мужу.

Тот, разумеется, своей благоверной поверил и, не вдаваясь в детали, приказал заменить охрану кремлевских объектов. В некоторых вопросах Михаил Сергеевич отличался поразительной настойчивостью и жесткостью. Вот бы ему применить эти качества во время переговоров с американцами по вопросам разоружения! Ан нет! Там Горби только глупо улыбался, идя на одну уступку за другой…

В общем, охрану пришлось заменить. Вместо профессиональных телохранителей, нести службу на правительственных объектах стали бойцы спецназа, срочно командированные для этой цели в Москву. Правда, продолжался этот идиотизм недолго. Горби вскоре об этом забыл, и все потихоньку вернулось на круги своя.

В другой раз Раиса Максимовна, прогуливаясь по охраняемой территории одной из правительственных резиденций, подошла к дежурившему сотруднику «девятки» и начала выяснять, кто он, откуда родом и какое у него образование. Охранник честно ответил, что его родители сельские механизаторы, он окончил десятилетку, после чего проходил срочную службу в Кремлевском полку, а затем после соответствующей подготовки был принят на работу в Девятое управление КГБ. Раиса Максимовна тут же отправилась к мужу, рассказала ему о разговоре с охранником и сделала вывод: нас охраняют неотесанные деревенские парни.

И снова Михаил Сергеевич проявил поразительную твердость характера. На ковер были вызваны руководители «девятки», которым приказали срочно повысить интеллектуальный уровень правительственной охраны. И снова никакие аргументы во внимание не принимались. Пришлось на какое-то время, пока не улягутся страсти, использовать в роли телохранителей специалистов Аналитического управления и преподавателей высших учебных заведений КГБ.

Таких историй при желании можно вспомнить немало. И всё бы ничего, если бы не серьёзный урон, который наносила неуёмная энергия Горбачева государственному бюджету СССР. И дело не только в непродуманных и поспешных решениях вроде антиалкогольной кампании, уничтожившей всю винодельческую отрасль страны. Была еще одна статья расходов, которая существенно подорвала экономическую мощь страны Советов. И это напрямую связано с постоянными разъездами четы Горбачевых.

Дело в том, что по протоколу глава государства, приезжающий в другую страну, должен был передвигаться на автомашинах того государства, на территории которого он находится. Так было всегда, и все советские руководители, начиная с Никиты Хрущева, катаясь по миру, придерживались этого правила. Михаил Сергеевич и в этом вопросе оказался новатором. Он заявил, что во время своих зарубежных визитов будет ездить только на советских правительственных лимузинах.

Отдельный лимузин потребовала для себя и Раиса Максимовна. Пришлось службе охраны возить по всему земному шару автомашины из правительственного гаража – и не только для четы Горбачевых, но и для сопровождавших ее официальных лиц.

По воспоминаниям Михаила Докучаева, в 1980-ые годы заместителя начальника «девятки», каждая заграничная поездка Горбачева требовала иногда до двух десятков правительственных лимузинов. Для их транспортировки приходилось гонять туда и обратно по семь транспортных самолетов Ил-76. Особенно нелепо это выглядело во время визитов Горбачева в социалистические страны, где были лимузины советского производства, ничем не отличавшиеся от горбачевских. Однако Михаил Сергеевич был непреклонен и требовал только машины из кремлевского гаража.

Кроме того, с каждой новой поездкой Горбачёва за рубеж увеличивалось и число сопровождавших его лиц. Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна постоянно таскали с собой огромный штат обслуги.

Под конец горбачевского правления численность советских делегаций достигала пятисот человек. Для их перевозки требовалось еще пять-шесть самолетов.

Нетрудно себе представить, какими колоссальными расходами для казны оборачивалась любовь Михаила Сергеевича к зарубежным вояжам. Для сравнения отметим: во времена Леонида Ильича Брежнева для официальной советской делегации самого высокого уровня выделялось не более двух самолетов. А о том, чтобы таскать с собой по всему миру кремлёвские лимузины и сотни человек прислуги, не могло быть и речи. В эпоху «застоя» элита была куда как скромнее и старалась экономить народные денежки…

Сергей Холодов, историк, член Попечительского совета Войсковой Православной Миссии

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3972759