Кто остановит срыв в духовно-нравственную пропасть?

Современная массовая культура - орудие духовного и физического развращения

Лариса Кудряшова

08.10.2019

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Воистину в роковые минуты довелось совершать свое земное странствие нам, очевидцам и участникам событий двадцать первого века. В такие минуты особенно четко очерчены границы добра и зла. В такие минуты требуется постоять за Правду. В такие минуты особенно громко звучит голос Бога. Но слышим ли мы Его?

«Мы утеряли духовную наполненность жизни. Мы поддались на приманку миражей материального благополучия, забыв пророческие слова о том, что “дух животворит, плоть же не пользует нимало...” (Ин. 6: 63) Мы позволили низвести себя до уровня мыслящих животных...» - писал приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), богослов, историк и горячий патриот России более двадцати десятилетий назад.

Сегодня болезнь нравственного разложения, охватившая российское общество, и духовная разслабленность многократно усилились. И происходит то, что русский мыслитель и верный сын России Иван Александрович Ильин называл «срывом в духовную пропасть, религиозным оскудением, патриотическим и нравственным помрачением русской народной души». Правда, указывал он и на то, чем закончился подобный срыв, - тот срыв, который подготовил революцию 1917 года, а после ее победы привел к уничтожению лучших сил русского народа. «Народные же массы предались безбожному ожесточению, и лишь медленно, очень медленно, после распыления, разоружения и изъятия земли, начали понимать, что главный поход идет на них, что они обречены на небывалое рабство, на нищету и голод или просто на смерть» - писал в одной из своих статей И.А. Ильин, очевидец этих роковых минут в русской истории.

Тогда, ценой огромных потерь, скорбей и бедствий, ценой подвига исповедников и новомучеников Церкви Русской, подвига защитников Родины в Великой Отечественной войне и хранением нравственной чистоты и идеалов праведности русский народ сумел выжить и отстроить мощное государство.

Осознаем ли опасность сегодняшнего духовно-нравственного срыва мы, дети постперестроечной России? Сегодня - пошлость торжествует, волны безстыдства хлещут через край, жестокость изобилует, богоборчество набирает силу. Особенно ярко это обнищание духа и упадок истинной нравственности проявляют себя в культуре, литературе, искусстве, находящих себе в эпоху духовного кризиса обильное количество восторженных поклонников и фанатов. Примеры на виду у всех.

По двести тысяч любителей рока и рэпа собирается каждый год в чистом поле на музыкальный фестиваль «Нашествие». Делатели хип-хопа и не скрывают, что стремятся опрокинуть, разрушить традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, включающие в себя понятия милосердия, мужества, веры, верности, доброты и патриотизма. Навязывая, как нормальные и необходимые, потребности низшей испорченной природы человека, они, подавая пример для подражания, доходчиво и просто доносят до молодежи свое жизненное кредо - наркотики, алкоголь, мат, «свободная любовь», пренебрежительное отношение к старшим, к Родине, к Богу, к жизни и смерти.

Тысячи школьников и юных школьниц от 12 до 15 лет неистово визжали от восторга на концертах заезжей новой «супер-звезды» из Америки - семнадцатилетней рок-исполнительницы. Осчастливившая своими концертами летом 2019 года российских поклонников Билли Айлиш избрала сюжетами песен свои ночные и совсем не детские кошмарные сновидения. А сюжеты некоторых песен происходят в психиатрической больнице. Пресса и не скрывает, что певица, с «мертвенно-автотьюновым голосом», в сопровождении которого тревожно звучат «базовый ритм электронной бочки» и «семплы стоматологической бормашины», проповедует негативное мышление, «эстетизирует скуку» и «пограничные психологические расстройства». Вместе с тем, по признанию газеты «Коммерсантъ» - «Такого невероятного ажиотажа российские промоутеры не видели давно».

В конце сентября известный деятель антикультуры Сергей Шнуров со своей музыкальной группой «Ленинград» собрал на концерт в Санкт-Петербурге шестьдесят пять тысяч человек! Зрители, собравшиеся в  изобилии - взрослые и молодежь, мужчины и женщины, - единодушно скандировали хором вслед за исполнителями слова нецензурной матерной брани. В Ростове подобное выступление собрало сорок пять тысяч человек.

То, что не все считают позволительным такое «искусство» - а горожане Санкт-Петербурга и Ростова обращались в Прокуратуру с просьбами остановить матерящихся исполнителей - нисколько не смущает последних. Песни группы «Ленинград» прямо и открыто пропагандируют наркотики, алкоголизм, жестокость, распущенность, безстыдство и всевозможный разврат. Но Сергей Шнуров пошел в своих исканиях «новых ценностей» еще дальше. Одна из его последних песен изображает пародию на Божественную Литургию, а сам он во время купания кощунственно попытался изобразить распятого Господа...

Подобные исполнители  гордятся своей «больной популярностью», а их поклонники, по словам И.А. Ильина, говорившего о подобных явлениях, как о кризисе культуры, «плывут в мутных водах “современности” во всем ее плоском короткоумии».

Невольно вспоминается назидание святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова... Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством...» И - еще более грозные предупреждения святителя Игнатия (Брянчанинова): «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях... - наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!»

Без Бога, каких-либо сдерживающих нравственных начал, без истинного смысла земного бытия душа человека так опустошается, силы душевные до того истощаются, что человеку нужно себя подстегивать, чтобы двигаться дальше. Нужны новые и новые порции «адреналина», нужен «драйв» - нужна «зарядка». Сегодня, к сожалению, именно демоническая духовность, возбуждающая самые нечистые и низкие человеческие страсти и негативные эмоции заряжает большое количество наших соотечественников, ищущих «драйва» и  околокультурного «экстрима».

Вот как объясняет этот феномен музыковед Вячеслав Вячеславович Медушевский: «На место истинной окрыляющей силы - духовной - приходит сила демонической духовности. И тогда от исполнения дух захватывает, а сердце в тоске сжимается. Ибо это окрыление - из ада, это бесы вовсю жмут на педали гордыни, а человеку кажется, что он находится в состоянии божественного восторга. Такое состояние нравится слушателям, ибо устроены подобно. Ведь на стадионах цель рок-музыканта - заставить стадион реветь от восторга. Искус силы на православном языке есть грех любоначалия, стремление подавить свободу ближнего своей волей, в том числе и артистической. И тогда она уже не своя, но потерявшая себя, одержимая чуждой силой, вовлекается в вихрь страстей».

Владыка Иоанн (Снычев) писал: «Не преуспев в попытках уничтожить Россию силой, нас цинично, расчетливо и подло толкают на путь духовного самоубийства. При этом не имеет значения, в какие красочные “обертки” облекают смертельный яд богоборчества. Будь то беснование рок-музыки - для молодежи и подростков, или обожествление “успеха в жизни” - для взрослого населения, смысл всегда один: не допустить восстановления в народе истинной шкалы ценностей, где религиозно-нравственные понятия милосердия и мужества, веры и верности безусловно довлеют над потребностями низшей природы человека».

Потребностям низшей природы человека служит коммерционализированная, безбожная и безстыдная массовая культура, захватившая сегодня все культурное пространство нашей страны. Эстрада, театр, кино, литература, живопись, балет - все, в большинстве своем, скатилось в плоскость масскультуры, пронизано духом соблазна и растления, во всем - дух опустошенности, оскудения и упадка. Такая культура, провозглашаемая ее делателями и глашатаями, «новой», «современной» культурой, превращается в низкопробную антикультуру и коммерцию. Утратив свой подлинный смысл и назначение  - умудрять и возвышать человека, показывать истинные пути жизни в его божественном духовном значении, быть способом постижения подлинной сущности бытия, - она служит воспитанию обмирщенного, приземленного человека - потребителя, чувственного и порочного, ведомого и управляемого, подвластного любым манипуляторам. Такая «новая культура» служит орудием духовного и физического развращения.

Музыковед, автор курсов лекций по теме «Музыка и православная культура» Сергей Феликсович Тухленков пишет: «С одной стороны, современная поп-индустрия, это прежде всего бизнес, и бизнес более серьезный, чем мы думаем. Это мода, это одежда, это аксессуары... С исполнителями заключаются контракты, которые очень жестко соблюдаются. Надевая какую-то одежду, обувь, украшения, человек рекламирует определенный стиль. Но в конечном итоге он рекламирует тот или иной образ жизни...  И это не просто образ на сцене, это образ бытия, который продуцируется и воспринимается людьми».

М.М. Дунаев,  магистр богословия, автор серии книг «Православие и русская литература» отмечал: «Как и прочие дары Божии, дар творчества, дар эстетического наслаждения - могут быть волею соблазнившегося человека повернуты от блага ко злу... Разврат эстетический все больше проникает ныне в художественную жизнь человечества... Сколько бы ни твердили нынешние либеральные теории, что искусство осуществляется вне какой бы то ни было борьбы, над этой борьбой, - истина в том, что искусство активно действует в пространстве этой борьбы... «Кто не со Мною, тот против Меня...» (Мф. 12: 30), - приводит он слова Господа, и констатирует: «Третьего не дано»...

Как всегда это было в драматические минуты нашей отечественной истории - идет сражение не только за наши материальные и природные богатства и ресурсы, но и, в первую очередь, - за душу  русского народа. А минуты сегодня воистину роковые - вокруг полыхают войны, в ограде государства нет ни благоденствия, ни единодушия, ни мирного духа,  а внешний враг уже стоит у ворот.

Как будто к нам сегодня обращается Господь словами пророка Исайи: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло... Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими...» (Ис. 1: 5, 7).

И не к нам ли относятся слова святителя Тихона, обращенные им к народу русскому в трагическом 1918 году, когда люди решили построить «новый мир» с «новыми ценностями», отвергнув Бога: «Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты - великодушный и радостный - совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не востанешь снова в силе и славе своей?..

Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца... Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы - соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России...»

Господь никогда не лишает человека ли, народ ли - надежды. И все святые в один голос призывают нас осознать грехи, в которых кроется корень всех бед, и покаяться. А сколько пророчеств оставили угодники Божии о возрождении  и воскресении Руси! И Сам Господь обращается к нам: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя...» (Пс. 49: 15). 

А вот какие слова оставил нам еще один очевидец и участник тех роковых минут, когда по грехам человеческим и по злобе врага спасения была разрушена могучая российская самодержавная страна. Николай Павлович Анциферов - знаток и исследователь Петербурга, родоначальник экскурсионного дела, педагог, историк и писатель. Как будто не было причин для оптимизма у человека, прошедшего за верность отеческим идеалам Соловки и строительство Беломор-Канала, Лубянку, Таганку, Бутырку, Уссурийский лагерь. Но светло и с надеждой звучат его слова: «Я оценивал человека из того лучшего, на что он способен. Так же оценивал я культуру любой эпохи, и сословие, и нацию. Приговор нации нужно выносить не по статистическим данным - каких больше, а учитывая лучших ее представителей. Они не случайны. Они не тип, а симптом того, что скрыто в нации лучшего. Это те праведники, которые могли бы спасти Содом и Гоморру».

Как же хочется надеяться, что сбудется над Россией обетование Божие о том, что если найдется в городе хоть один праведник, то Господь пощадит город. Ну а праведниками - людьми с чистым сердцем, имеющими любовь к ближним и к Богу, ратующими за правду и болезнующими о судьбе земного Отечества, Русская Земля никогда не оскудевала!

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и публицист

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3337713