Главная Обзор новостей Другие новости БОРОДАТЫЕ РУСАЛКИ ИЛИ ДРАМКРУЖОК ПРИ ПСИХБОЛЬНИЦЕ

БОРОДАТЫЕ РУСАЛКИ ИЛИ ДРАМКРУЖОК ПРИ ПСИХБОЛЬНИЦЕ

Вновь о МХАТЕ им.Горького

Юрий Поляков

Обсуждаем закон «О культуре»

14.07.2021 932

Фото: из архива автора

Источник: Блог автора

- Богомолов привлек в "Вишневый сад" трансгендера. Киселев видит в этом жестокое издевательство над государственными деньгами, поддерживающими театр. А Вы что скажете?

- Тревога Евгений Киселева мне понятна. Не ясно, почему все всполошились только сейчас. Богомолов делает то, что он делал всегда, с первых шагов своей карьеры: возмещает дефицит таланта обилием эпатажа. Когда-то это был Гамлет в кроссовках. Теперь трансгендер в роли чеховской Раневской. Но, минуточку, откуда взялся Богомолов? Его коллектив выбрал? Зрители на руках в кабинет худрука внесли? Нет, народ уходит толпами с его спектаклей. Богомолова назначила власть. Подарила дорогой «гаджет» - театр. К ней и вопросы. Есть правило: хочешь сходства – не заказывайте портрет абстракционисту. Но кто-то ведь заказал?

- Лично я считаю, что главная проблема тут даже не в смене пола артистом. А в том, что это и не артист вовсе. Почему режиссеры стали звать в театр бог знает кого?

- Агрессивный непрофессионализм - фирменный стиль «торителей новых путей в искусстве». Их кредо: «Почетно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех!» Да простит меня Борис Пастернак! Почитайте романы, получающие премию «Большая книга». Это же графомания на чудовищном русском языке, но с обязательным и поощряемым глумливым покушением на традиции и патриотические чувства. А ведь «Большая книга» не частная контора, это премия почти казенная, окормляемая «Роспечатью». То есть – государством. Странно, не правда ли?

Вернемся к театру. Опусы «новой драмы», как правило, к пьесам в классическом понимании жанра никакого отношения не имеют, они лишь повод для выдумывания очередного сценического эксцесса. Порой сидишь на спектакле и не можешь отделаться от чувства, что попал в драмкружок при психбольнице. А режиссеру-дилетанту, поверьте, и не нужен хороший актер, он смущает, сковывает «торителя» своим профессионализмом. Я видел, как во время репетиций актеры убегали за кулисы, чтобы высмеяться, потешаясь над указаниями горе-режиссера.

- Киселев видит в выходке Богомолова угрозу устоям, семье, государству. Насколько такой театр и вправду опасен? По мне, это трагедия, что человек родился не в своем теле и вынужден переделывать себя хирургически. Но разве это как-то разрушает семьи других людей?

- Киселеву с Останкинской башни, конечно, видней. Я скажу так: среди больших мастеров немало физически и психически ущербных людей. Но мы любим Тулуз-Лотрека не за усохшие ноги, Достоевского не за эпилептические припадки, а Блока не за предосудительный недуг… Любим за мастерство, которое есть единственный способ воплощения таланта в искусстве! Почему я должен смотреть, как на сцене «фигуряет» в качестве чеховской героини «мужедама»? Только потому, что он(она) сменил(а)? пол. А разве смена пола влечет за собой обретение актерский способностей? По-моему, влечет только необходимость горстями жрать гормональные препараты.

В таких случаях принято возражать: «Не смотрите! Никто вас не заставляет!» В том-о и дело, что заставляют! Театр на Малой Бронной, где самовыражается Богомолов, - не подвальчик в Бибиреве. Это с советских времен одна из самых популярных сцен страны. В отечественной традиции театр всегда был кафедрой, с которой звучала проповедь «разумного, доброго, вечного». Зачем эту кафедру сама же власть отдала под блудливые эксперименты? Вот вопрос!

- Сейчас идет интересное бодание театров с государством: деньги вы нам дайте, но в нашу жизнь не вмешивайтесь. Ваше мнение?

- Ситуация интереснее, чем вы думаете! Да, деньги тратятся огромные, но у государства нет четкого представления, зачем нужен театр и какие требования к нему предъявлять. Что это, сложнейший инструмент воспитания, и не только эстетического, или гудок для стравливания дурного пара? Мол, пусть лучше перебесятся на сцене, чем на Болотной площади. Ха-ах! Кроме сцены, в театре и зрительный зал имеется… Далее, взяв театры на свой кошт, власть создала парадоксальную ситуацию: казна, по сути, платит за самовыражение, а то, что зрителям эти самовыражения чаще всего не интересны, даже противны, не имеет значения. В результате, тех, кто получил драмтеатры на прокорм, мнение зрителей почти не интересует: не они же на свои трудовые рубли содержит зрелищные учреждения. Тут схема другая: проплаченные критики славят спектакли, которые невозможно смотреть, ангажированные жюри награждают, а государство содержит эти «рога и копыта», ни за что не отвечая. Худруков назначает, а за последствия не отвечает. Увы, у нас так везде…

- По многим причинам. Бывает обогащающая новизна, а бывает – опоганивающая. Чтобы дать зрителю новое прочтение классики – надо иметь дар и быть мастером, а чтобы опоганить достаточно одного нахальства. Но куда важнее другое: наши традиции, устои, моральные принципы, – все это во многом результат влияния классической литературы и искусства, а они опирались на христианство даже в советские годы. «Переформатирование» классики - эффективная форма борьбы с традиционными ценностями. Мне скажут: ерунда, в театр ходит несколько процентов населения. Да, но это активное, думающее меньшинство, мощно влияющее на настроения социума. «Свернув мозги» этому влиятельному меньшинству, мы вскоре получим общее повреждение и «разруху в головах». Так случалось в истории и не раз.

- А что Вы думаете еще об одном фрике - Бузовой на сцене МХАТа? Кстати, еще никогда цены туда так не вырастали - билет стоит 50 тысяч "на Бузову".

- Билет в балаган, где показывали бородатую русалку, стоил много дороже, чем в шекспировский театр «Глобус». И что? Бузова – всего лишь вишенка на торте из нечистот, который принялись лепить Бояков и Прилепин, едва придя в МХАТ. Зачем их туда десантировали – вот вопрос? У доронинского МХАТа был свой верный и весьма многочисленный зритель. Я, как драматург, тесно сотрудничавший с этим коллективом двадцать лет, хорошо помню забитый полуторатысячный зал, в том числе и на представлениях моих пьес. Это был не только нормативный, но еще и по-настоящему православно-патриотический театр. Репетиции с молитвы начинали! Зачем его разрушили, да еще с помощью «продвинутых православных патриотов»? Поговаривают, хотели вместо проштрафившегося Гоголь-центра создать что-то вроде «Гугл-центра» для молодежи. Ну, так и отдали бы огромное пустующее зрелищное здание рядом с Коломенским. Так нет! Первые же бездарные постановки «новой команды» оттолкнули доронинского зрителя. Зал опустел. Как теперь заполнять? А вот - за счет сексапильной блогерши, имеющей миллионы жизнерадостных подписчиков. Следующим у Боякова будет, надо полагать, футболист, чье прилюдное рукоблудие собрало миллионы «лайков». Тогда билет пойдет за 100 тысяч. Бизнес!

- А что скажете о письме Дорониной президенту Путину и скандале, связанном с ее уходом?

- Кому именно пришла в голову идея сменить великую актрису и выдающегося худрука на околотеатрального дельца Боякова и «нацбола» Прилепина, не знаю, хотя догадываюсь. Объясняют: к МХАТу Татьяны Дорониной были вопросы. А разве к «Современнику» Галины Волчек, «Ленкому» Марка Захарова или к МХТ Олега Табакова не было вопросов? Были. Но к этим худрукам близко подойти не осмелились. А Доронину сместили безжалостно. Почему? Отвечу: театр Дорониной был слишком русский, а этого у нас в верхах не любят. Кроме того, Татьяну Васильевну обманули, пообещав, что, став президентом, она сохранит общее руководство. Однако «продвинутые православные патриоты», присланные в качестве «помощников», начали с того, что убрала отовсюду ее портреты и афиши, поувольняли актеров, возражавших против сворачивания традиционного направления, принялись, даже не известив президента, брать в постановку беспомощные тексты и вычищать из репертуара любимые зрителями спектакли доронинской эпохи. Надо сказать, зрители не смирились с произволом, самоорганизовались в движение «Спасем МХАТ имени Горького!». Именно они не дают Минкульту забыть о чудовищной кадровой ошибке, они передали Президенту письмо Дорониной с просьбой спасти театр от превращения в торжище и окончательного разрушения. Им тут же сверху ответили, мол, Кремль не вмешивается в театральные дела. А в ремонт аварийного жилья он вмешивается? Судя по горячей линии президента, еще как! Так вот, нынешний МХАТ – это аварийное, грозящее обрушиться здание, где живет Мельпомена. Уж вмешайтесь, отцы Державы!

- Прошла информация: Доронина получала всё это время полмиллиона в месяц. Так что вовсе она не бедствует, как некоторые полагали.

- Да, это зарплата президента, установленная Министерством культуры. А вы хотите, чтобы великая русская актриса, отдавшая 30 лет МХАТу, бедствовала? Я не люблю считать чужие деньги. Но если так поставлен вопрос, давайте посчитаем! По открытым данным Минкульта, хап-менеджер Бояков, не имеющий театрального образования, получает почти столько же, не считая огромных бонусов за «креативные прорывы», вроде Бузовой. Госпожа Трегулова, стремительно превращающая Третьяковку в Привоз, - миллион в месяц. Директор Литературного музея Бак - полмиллиона. Гражданин Евросоюза Туминас - под семьсот тысяч. Достаточно или продолжить? А в том, что «энергичные помощники» не дают Татьяне Васильевне достойно осуществлять функции президента, не вина ее, а беда… Беда всего театра.

- Вы как-то сказали, что современный театр боится хорошей пьесы, как импотент - женщины. Почему и когда сложилась такая ситуация?

- К тому идет уже лет двадцать пять. Хорошую пьесу может написать только талантливый и профессиональный драматург. Теми же качествами должен обладать режиссер, работающий над сценическим воплощением. Без голоса и слуха можно спеть блатную песенку, а Лоэнгрина – хрен споешь. Есть еще один момент: настоящая драматургия всегда социально акцентирована, всегда озабочена судьбой Отечества и участью «малых сих». Так вот, нынешнее театральное сообщество в значительной мере поражено двумя вирусамиь: нравственного дефицита и «отчизнофобии». Почему? Отдельный разговор. Но это так. Искренний «болевой» материал вызывает у них брезгливое отторжение, если, конечно, «боль» не касается фаллоса, плохо пришитого во время операции по смене пола. Сегодня в театральной среде нет слова предосудительнее, чем «патриот».

- Что грозит русскому театру?

- Если дело пойдет так и дальше, если и впредь худруками будут назначать бояковых и богомоловых, некогда славный российский театр превратится в филиал «Дома-2».

- Режиссеры не раз говорили мне, что хороших современных пьес нет. Так где взять современную драматургию?

- Есть замечательная идиома – «разуй глаза!» Режиссерам следует хотя бы изредка читать современную российскую драматургию, а не говорить всякий раз завлиту, принесшему кипу новых пьес, мол, зайди через месяц – я размышляю над Ионеско… Рекомендую худрукам, не подозревающим о существовании качественной отечественной драмы, начать хотя бы с лауреатов конкурса «Автора – на сцену!». Национальная ассоциация драматургов (НАД) вместе с «Театральным агентом» проводит его уже в третий раз. Иногда в доме становится темно из-за того, что давно не мыли окна…

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 4984574