Главная Обзор новостей Новости Союза Казаков России СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ ВЫПОЛНЯЛИ ВОЛЮ ИСТОРИИ, А НЕ ПРИКАЗЫ ВЛАСТИ

СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ ВЫПОЛНЯЛИ ВОЛЮ ИСТОРИИ, А НЕ ПРИКАЗЫ ВЛАСТИ

Отклик на статью Александра Курилова «Писатель: профессия или самозанятость?»

Станислав Куняев

16.05.2020 217

На сайте «Литературная Россия» опубликована любопытная статья доктора филологических наук Александра Курилова «Писатель: профессия или самозанятость?».

Филолог размышляет о роли Союза писателей России в советское и нынешнее время.

«Вспоминают СП СССР с его издательствами, журналами и газетами, домами творчеств а, дачами и многотысячными тиражами, когда "советский писатель" была всеми уважаемая профессия, обласканная государством. Но профессии появляются не сами по себе, а создаются работодателями при необходимости определённых видов работ, связанных с решением конкретных задач, возникающих в производственной, служебной или какой иной сфере деятельности. Профессия отмирает, когда отпадает надобность в соответствующих видах работ, а решение задач, вызвавших их появление, становится не нужным. Профессия "советский писатель" не исключение», - считает ученый.

«Она создаётся по постановлению ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций", призванного объединить "всех писателей…, стремящихся участвовать в социалистическом строительстве в единый Союз советских писателей". Первый их съезд обозначил суть и границы профессии: определил вид работы советских писателей – "социалистический реализм", и задачи – "идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма". Что советские писатели и стали делать. Создав все условия такой работы, советское государство-работодатель требовало от них неукоснительно решать поставленные перед ними задачи. Того, кто этого не делал, оно "по-отечески", мягко говоря, наказывало, со всеми вытекающими отсюда последствиями», - вспоминает Александр Курилов.

«Но вот СССР перестал существовать, - продолжает он, - Советского государства-работодателя не стало. Надобность в "соцреализме" и в "воспитании трудящихся в духе социализма" отпадала. Профессия "советский писатель" делается ненужной и отмирает. Осталась только ностальгия по условиям жизни и работы советских писателей, иллюзия, что их работодателем был СП СССР, а не государство, и что СП России сможет эти условия возродить. Не сможет.

Сможет только государство, если писатели докажут, что их работа нужна Отечеству и задачи, которые они решают своим творчеством, имеют непреходящее значение для настоящего и будущего страны. Тогда профессия "писатель" снова обретёт своё значение, станет востребованной, незаменимой, соответствующим образом влияя на жизнь, деятельность и общественное положение тружеников пера».

Для того чтобы профессия «писатель» вновь обрела былое значение, необходимо, по мнению филолога, создать новую литературу, «изменив представление о сущности и назначении произведений не только как словесного отражения действительности, а как художественного решения нравственных, социальных и экономических вопросов, значимых для судьбы Отечества и жизни россиян. И такие произведения предъявить обществу, помогая государству осознать необходимость быть, если и не работодателем непосредственно, как в советское время, то инвестором, заинтересованным в работе писателей. И творчество их станет государственно важной профессией, а не просто, как сейчас, разновидностью самозанятости и «самовыражения», потому что художественно решать те или иные вопросы – профессия, а художественно выражать самого себя – самозанятость».

На эти размышления откликнулся в телефонном интервью «Русской народной линии» известный русский поэт, лауреат Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев:

Это совершенно неправильные рассуждения о той литературе, которая создавалась при советской власти, после революции. Он приводит второстепенные соображения то ли о культуре, то ли о вопросах воспитания.

Быть писателями в 1920-30-е годы такими, какими они были, приказывало нечто высшее, приказывала воля истории. И тот, кто чувствовал и слышал эту волю, не ошибался и становился, отражая эту волю в своих произведениях, достаточно крупным писателем. Такими были Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Анна Ахматова в последние годы своего творчества, Максим Горький, вернувшийся из заграницы и написавший «Жизнь Клима Самгина», и многие другие писатели.

Последующее поколение военных писателей тоже выполняло волю истории, а вовсе не по какой-то договорённости с властью делало то, что ей укажут. Воля истории тогда жила в душе каждого из крупнейших военных писателей, в душе множества поэтов и прозаиков: Константина Симонова, Фёдора Сухова, Георгия Некрасова, Юрия Бондарева и многих-многих других. Жизнь каждого из них складывалась по-разному, но звездный час этого военного поколения был именно тогда. Благодаря именно этому звездному часу их имена останутся навсегда в истории русской литературы. Они тоже, как и писатели, делавшие революцию, такие как Есенин и Маяковский — выполняли волю истории.

Сейчас государство в области культуры находится в растерянности. Наши крупнейшие литературные журналы, такие как «Новый мир», «Знамя», «Молодая гвардия», «Наш современник» — это национальное достояние. Но где они? Государство поддерживает, простите за прямоту, вырождающиеся и паршивые театры и держит их на государственном бюджете. А что в ответ? В ответ мы получаем Гоголь-Центр Серебренникова. Вот ответ пятой колонны и русофобской части русской литературы, которая  особенно гнездится в театральной деятельности, на запрос эпохи и на запрос истории.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3990846