Главная Обзор новостей Новости Союза Казаков России Ставропольское Казачье Войско - надёжный щит на Северном Кавказе

Непраздничные размышления в срезе СКФО
Общество
20-летию от начала возрождения казачества России в конце сентября — начале октября было посвящено немало мероприятий. «Вечерка» о них сообщала. В эти же дни отмечало 20-летие и самое молодое из казачьих войск России — Ставропольское (СКВ). Конечно, состоялся Круг, и в этот же день — научно-практическая конференция «Казачество Ставропольского края: история, современность, будущее». Участие в ней приняли не только казаки Ставропольского казачьего войска, но и других казачьих организаций края, а также руководители организаций, входящих в краевое отделение Конгресса народов России, представители власти и духовенства. С большим интересом были восприняты доклады ученых Ставрополя, Ростова, Армавира. Особой темой стало обсуждение роли казачества в преломлении к нынешней ситуации на Кавказе. Так что не только о судьбе казачества шла речь на этой конференции.



Но обо всем по порядку. Нельзя же не сказать о юбиляре. Ставропольское казачье войско в Союзе казаков России — одно из лучших. Так сказал Верховный атаман Павел Задорожный, присутствовавший на Круге. Выступление атамана СКВ Дмитрия Стригунова было кратким. Он обозначил лишь главный принцип, по которому живет войско, — общинность. И именно этого (когда жизнь строится не по воле сверху, а по решению общины, когда главенствующим является принцип «один за всех и все за одного») боятся те, кому удобнее править, а не управлять, диктовать, а не решать проблемы. Посему Ставропольское казачье войско от властей особой помощи не ждет и бюджетных денег не просит. Экономическую основу, которая позволяет не попадать в зависимость, казаки выстроили самостоятельно. Но при этом от взаимодействия с властью СКВ не отказывается, ибо в любой административной команде всегда есть люди, которые готовы на конструктивное сотрудничество. С ними и работают. Тем более что помощь казаков сейчас очень востребована. Только за несколько месяцев казаки СКВ были плотно задействованы в серии мероприятий антитеррористической направленности на въездах в город и в конце лета, когда аномальная жара потребовала привлечения к проведению профилактических противопожарных мероприятий всех резервов. На Круге атаману СКВ было передано поздравительное письмо главы Ставрополя Николая Пальцева, где мэр благодарит казаков за активную гражданскую позицию и деятельное участие в жизни города. Ставропольское войско не входит в реестр, то бишь обязательств по несению госслужбы оно не принимало, но, и это подчеркнул атаман Стригунов, в случае необходимости готово и патрулировать, и охранять, и действовать в соответствии с возникшей угрозой...

Исторические параллели и современные меридианы


Конференция проходила с благословения архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. И начиналась, по традиции, с молитвы. Прозвучало и наставление священника:
- Мир лукавый. В нем много чего есть, но неизменным должны быть свобода и единство казаков.
Среди докладчиков не было людей далеких от казачества. Как выяснилось, не только выходившие к микрофону атаманы станиц и отделов Союза казаков России из Ставрополья, Дагестана, Краснодара, но и ученые, изучающие многовековую историю казачества и не менее драматичную историю его возрождения, – родовые казаки в поколениях. Так что неинтересных докладов не было. Обо всем, естественно, в одной статье не расскажешь. Доклад первого помощника атамана СКВ Павла Деева, возвращающий нас к истории Кавказской войны, построенный на исторических параллелях, подводил к выводу, что казачество и сегодня справится со своей мироустроительной и миротворческой миссией, но именно сегодня очень важно, чтобы его не разделяли и не стравливали.
Доцент филиала МГГУ имени Шолохова, первый атаман краевого Союза казаков Петр Федосов, не вдаваясь в хорошо известные уже подробности политики официальных руководителей реестрового казачества края, заметил только, что исключить казака из казаков нельзя. Если казаком человек родился, то казаком и умрет. Также Петр Стефанович подчеркнул, что, обращаясь к истории и традициям, организаторы мероприятий сами должны хорошо их изучить. Особенно это важно в работе с детьми. Он привел пример, как в детском лагере «Сосновый бор», где ТВКО собрало казачат из края, детям было предложено якобы в традициях Запорожской Сечи называть главный корпус Большим Кругом Терека, вожатых - гетманами, а начальника лагеря Андрея Погосяна — ни много ни мало Верховным атаманом всех казачьих войск... Хотя казаки знают, говорит П.Федосов, что в Запорожской Сечи был кошевой атаман, а Верховным атаманом в ту давнюю пору, как известно из истории, считался наследник государя-императора...
Петр Федосов отметил, что нынешние законы о казачестве и тем более формы их реализации не удовлетворяют большинство казаков. Как может охватить весь спектр проблем казачества края, например, краевой комитет по делам национальностей и казачества, если он ни с кем, кроме Терского Войскового казачьего общества не работает, и чиновники комитета (отдела по казачеству) одновременно являются атаманами округа и отделов того же ТВКО. В сложившейся ситуации объединение, считает П. Федосов, придется начинать с нуля.
Заведующий лабораторией Южного научного центра РАН профессор Андрей Венков рассказал об исследованиях, которые ведут ростовские ученые. По его словам, он был немало удивлен данными, оказавшимися у начальника Генштаба РФ Макарова. Тот располагал цифрами, что казаков в России сейчас 7 миллионов, из них 700 тысяч состоят в реестре.
– Чтобы ставить какие-то вопросы перед государством, - говорит профессор Венков, - нужно располагать достоверными данными. А слыша такие цифры, при всем моем уважении к Генштабу, я не могу не отметить, что даже в Первую мировую Россия смогла собрать в два раза меньше казаков. На данный момент казаков, которые служат в Вооруженных силах и правоохранительных органах, полторы тысячи... Так что мы поставили задачу посчитать, сколько вообще казаков живет вот хотя бы у нас, на Дону. Речь не о вступивших в казачество из интереса, из любви или из любви за деньги. Надеюсь, их потом посчитают и оценят. Нас интересовали только родовые казаки. Естественно, в хуторе, который в удалении от центра, казаков больше 90 процентов. Тут полностью сохранены традиции, уклад. Хутора, которые практически в городской черте или в непосредственной близости к шахтам, заселяются приезжими (необязательно из республик). Но даже там, где казаков — процентов десять, найди любого старика - и он от одного конца улицы до другого назовет казачьи дома и кто там живет. Сейчас много говорят о казачьем воспитании... Кадетские корпуса — это очень хорошо уже потому, что преподавательский состав мужской, плюс они дают детям знания по истории казачества. Но кадетский корпус не может воспитать казака. Казака может воспитать только семья. Это в крови, это с колыбели, с первых шагов закладывается...

Разделение на казаков и русских приведет к краху


Близится перепись населения, где каждый гражданин России будет указывать свою национальность. Казалось бы, тому же Южному научному центру РАН это могло бы существенно облегчить работу. Достаточно посчитать, сколько указали в этой графе: «Казак»... Но тот же профессор Венков обращает внимание — чревато ставить разделяющие границы между казаками и русскими. На конференции этому было уделено особое внимание, хотя споров, кто такие казаки: национальность, народ, сословие, этнос, субэтнос, и не велось... Словом, это момент политический, а в контексте создания СКФО и ситуации на Кавказе в целом, наверное, даже геополитический.
В частности, и об этом говорил советник аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе доцент РГУПС Сергей Попов. Он напомнил, что политика разделения русских и казаков не нова, на Кавказе она уже применялась на практике так называемой «пятой колонной» в начале 90-х, применяется и сейчас, и реализация такой политики для Ставрополья означает крах.
– Задача сделать так, чтобы русские остались на Кавказе, озвучивается практически на всех уровнях, - говорит С. Попов. - Мешает ее осуществлению полное отсутствие законодательной базы. Откройте любой документ, включая Конституцию, вы нигде не найдете слово «русский». Хотя это противоречит положению самой же Конституции о многонациональном народе, где каждая национальность имеет право на этническую идентификацию. Еще в 2004 году В. Путин распорядился довести до ума Концепцию национальной политики, которая готовилась еще «под Ельцина» в 1996-м, и с того времени устарела. Распоряжение не выполнено до сих пор, потому что на самом верху столкнулись величайшие силы из-за одного только положения «О государствообразующей или консолидирующей роли русского народа»... А время идет, и проблемы нарастают. Вот один только пример: в старину Кавказ общался между собой на кумыкском языке, знать знала еще арабский. С приходом России прижился русский. Что сейчас — кумыкский забыли, арабский не выучили, русские учителя уезжают — жители разных дагестанских аулов перестают понимать друг друга... Вот с этого начинается распад страны — с изживания государственного языка. Я благодарен ученым Южного научного центра РАН — они безоговорочно и настойчиво поддерживали положение «О государствообразующей роли русского народа», но та сила, которая против этого положения, мешает принятию Концепции национальной политики в целом. Так что тыла нет. О каком делении русских и казаков может идти речь? Нужно отставить все противоречия, и быть вместе.
И все-таки как быть с тем, что многие казаки считают, что перепись — возможность заявить о себе как о народе с уникальной историей, традициями, культурой, с непридуманной и непривнесенной извне казачьей демократией? Тем более что в партийной «демократии», которая планомерно продвигается в том же ТВКО, от казачьей остались одни атрибуты.
– Как верно заметил батюшка, мир от лукавого, - говорит Верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный. - Нас умело делят, умело стравливают. И это будет продолжаться, потому что мировая закулиса будет добиваться достижения своих целей. Самая большая угроза — духовная — не только для русских и казаков, для каждого народа России. Идет духовное разложение, уничтожение... О том, что в единстве сила, говорят много, но законодательного механизма объединения казаков на сегодня нет. Это многие и во власти понимают. Я всегда говорю, что у нас государственный аппарат единый, но кабинетный. В одном кабинете — люди, которые умеют государственно мыслить и работать, а во втором — все наоборот — оттуда пытаются блокировать и нас, и своих коллег из первого кабинета. Так что рассчитываем мы только на себя... Что касается переписи. Я однозначно не поддерживаю тех, кто отрывает казачество от русского народа. Всего один факт — при проведении последней переписи (2002 год) обозначались 120 национальностей, сейчас на наш выбор предлагается ни много ни мало ...1800. Например, сибиряк — это теперь тоже, оказывается, национальность. И таких новшеств много. Возьмем пример Казахстана — там русских было 40 процентов, украинцев - 18 процентов, белорусов — 7. Всех вместе — большинство, а каждый по отдельности — этническое меньшинство... Сейчас мы рассредоточимся на сибиряков, казаков и прочих. А потом нам скажут — а русские-то где, какая там у них государствообразующая роль — их ведь совсем мало... А это ведь документ. Я определяю свою национальность в листе переписи так: русский казак. И рекомендую сделать это всем казакам. По этому вопросу мы консультировались с юристами — тут все законно, таким образом мы избежим размежевания с русским народом и обозначим свои казачьи корни. Все это детально обсуждалось на правлении Союза казаков России, в ближайшее время эти рекомендации будут переданы во все казачьи войска. Предлагаю всем задуматься над сказанным, особенно в срезе СКФО.


09/10/10

ЕленаПавлова

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 2881930